Успех видеорекламы – не в приглашенных знаменитостях и спецэффектах, а в качественном сценарии. С ним съемки превращаются в отлаженный процесс с понятным результатом. Основные секреты удачного сценария раскроет Татьяна Рогачёва – соучредитель и генеральный продюсер видеостудии Sales Video Production.
Что такое сценарий видеорекламы
По сути, это готовый ролик, только не на экране, а на бумаге. На ней подробно изложены идея и сюжет, закадровый текст, детальное описание изображения (иногда по кадрам), технологические особенности съемок, монтажа и озвучания. Зачем так подробно?
Затем, что легче всё продумать и описать в сценарии, чем потом тратиться на пересъемку, перемонтаж и переозвучку. Так что, если кто-то говорит, что для сценария коротенького рекламного ролика достаточно пары листов, не верьте. Сценарий должен быть максимально подробным, это не несколько листочков, а целый пакет документов, который должен включать в себя: концепцию, литературный сценарий и режиссерский сценарий с раскадровкой.
Зачем нужен сценарий видеорекламы
Затем, чтобы взять под контроль качество видео на самой ранней стадии. Допустим, вы – маркетолог, и вы написали план будущего ролика. Читая его, руководитель должен ясно представить, как ролик будет выглядеть на экране. Если ему что-то не понравится, он легко и быстро внесет изменения, пока реклама существует только на бумаге.
Что нужно сделать до написания сценария
- Сперва определить, что именно рекламируется: продукт, услуги или компания.
- Сформулировать цель ролика: повысить продажи, узнаваемость бренда или же рассказать потребителям о новом товаре.
- Описать целевую аудиторию. Кому будет адресована реклама: пожилым или молодым, офисным работникам или домохозяйкам и т. д.
- Ответить на вопрос: какую проблему целевой аудитории решает ваш продукт.
- Подумать над преимуществами товара и четко их обозначить.
- Определиться с форматом. Видеоролик для сайта может быть трехминутным, а для соцсетей 15-30-секундным.
- Установить бюджет для съемок.
- Проштудировать интернет на предмет похожих рекламных роликов. Это и обезопасит от ошибок, и вдохновит.
- И только теперь – разработать концепцию. Простыми словами, краткий пересказ всей сюжетной линии будущего ролика. Это нужно для того, чтобы оценить необходимые для работы ресурсы. На основе концепции потом и пишется полноценный сценарий. Лучше всего придумать 3-4 разные концепции и предоставить руководству на выбор.
Как написать сценарий, чтобы ролик оправдал ожидания
К сожалению, готовых лекал не существует. Но можно дать несколько советов, чтобы будущий видеоролик получился удачным и продающим.
Совет №1: продумать структуру сценария. Это тезисное изложение сюжета без описаний и подробностей. Также на этом этапе следует описать главных героев: какие они, их характеры. Кстати, это могут быть как люди, так и животные, предметы и даже явления. Но здесь есть один секрет: главное, чтобы зрители могли себя с этими героями ассоциировать – будет больше эмоциональной вовлеченности.
Еще одна значимая деталь: на этапе разработки структуры необходимо подобрать референсы – примеры видеороликов, на которые вы будете ориентироваться, и которые будут вас вдохновлять. Например, в одном ролике вам понравятся персонажи, во втором качество графики, в третьем – голос диктора, четвертый «зацепит» динамичной музыкой. Выбирайте те ролики, которые максимально соответствуют вашим идеям – с ними будет гораздо легче двигаться дальше.
Совет №2: первый вариант сценария (черновой) писать без остановки, таким, как вы его видите, не обращая внимания на ошибки, повторы, несовершенство стилистики и пр. Всё это можно исправить позже. Затем важно отдохнуть и переключиться на что-то другое. Только потом отредактировать и показать руководителю, узнать его мнение.
Совет №3: написать, если требуется, вторую, третью версию текста, не удаляя предыдущие – их фрагменты могут пригодиться.
Совет №4: в первые 5 секунд ролика важно заложить что-то яркое и интригующее. Именно в эти первые мгновения решается судьба видео – досмотрят его или нет. За это время зрители должны понять ценность того, что смотрят. Причем ритм нужно держать до конца. Если яркое начало сменит пресная середина, то ролик выключат.
Совет№5: писать нужно максимально коротко, потому что каждое слово занимает драгоценное время, а оно в случае рекламы строго ограничено.
Совет №6: после написания сценария нужно его прочитать и свериться по секундомеру – уложились ли вы в задуманный хронометраж.
Прочитав сценарий, руководитель компании поймет, как будет выглядеть ролик на экране, и при необходимости внесет свои коррективы. На этапе съемок сделать это будет сложнее и затратнее.
Совет №7: обязательно нужно побывать на локации, где планируется съемка, и сделать раскадровку, то есть продумать, как все эпизоды вашего сценария будут выглядеть в реальной жизни. Всегда, будь то работа над фильмом или рекламой, на этом этапе вносятся корректировки. Вы увидите, что некоторые идеи, которые вы придумали сидя за столом в кабинете, попросту не смогут быть реализованы. Поэтому после освоения будущей съемочной площадки всегда сценарий претерпевает некоторые изменения.
Вывод
Если из-за текущих дел нет времени на такой длительный и творческий процесс, как написание качественного сценария, можно доверить его профессионалам. Креативная команда в составе продюсера, маркетолога, сценариста и режиссера разработает уникальный проект и учтет все нюансы: и финансовые возможности компании, и потребности, и задачи бизнеса. Кроме этого, профи легко смогут перевести сложные характеристики вашего продукта на язык выгод: дадут ответ в сценарии, почему именно эти опции товара нужны и важны потенциальным покупателям.