Есть множество разных направлений развития онлайн-школы. Если представить, что направления можно рассматривать в разных плоскостях (или измерениях), то открывается много интересного.
Допустим, у нас есть машина. Нам нужно, чтобы она ехала очень быстро. До какого-то предела нам стоит работать над самой машиной (то есть над железякой): над мотором, над формой, над весом. Все это разное, но все это внутри машины.
Мы видим причину недостаточной скорости в машине. При этом забываем, что есть еще: дорога, сила встречного ветра, штурман, который нам вовремя дает подсказки, навигатор, изменение давления и температуры воздуха, качество бензина. А еще водитель может хотеть спать или думать о том, что он кота не покормил. Измерений для ускорения машины тьма.
Так же и со школой. Мы знаем, что есть работа с холодным трафиком и базой. Знаем, что нужно проводить продающие активности. Но остается еще очень много точек роста как внутри этих активностей, так и вне.
Важной причиной работы с базой является ответ на вопрос «Почему люди покупают потом?». Из-за чего человек принимает решение о покупке после второго, третьего, десятого касания с инфопродуктом:
- какие-то обстоятельства. Что-то произошло в жизни, поменялись внешние или внутренние факторы: появились деньги, потерял работу, женился/развелся, сходил к психологу и т. д.;
- удачно объяснили. При повторном знакомстве с одним и тем же продуктом возникло большее понимание его ценности, исчезли сомнения, которые были ранее. За счет разнообразия активностей можно по-разному доносить смысл, затрагивать разные сегменты аудитории;
- пришло время. Потребность в продукте возникла позже, чем потенциальный покупатель увидел продукт впервые: поменял работу (требуются новые навыки), появилось свободное время, решил заняться садоводством (не хватает знаний);
- иначе провзаимодействовали. Восприятие информации у разных сегментов аудитории разное. Кому-то понятнее материал в текстовом формате, а кому-то – в видео;
- предложили хорошие условия. Предложили скидку и это стало решающим фактором при принятии решения о покупке продукта, с которым человек был уже знаком.
В силу различных психологических особенностей пользователю легче убедить себя купить «потом», чем «сейчас». Именно поэтому нужна бесконечная серия попыток продажи.
Рассмотрим 2 схемы продажи инфопродуктов в онлайн-школах.
Схема 1: «Трафиковая игла»
Проекты, живущие на этой схеме, имеют сильную зависимость от трафика. Чтобы получать доход от продажи курсов, надо постоянно платить за трафик, приводя все новых пользователей. Это работа исключительно с «холодным» трафиком.
Холодный трафик – это пользователи, которые не знакомы с вашим проектом. Они пока холодны и безразличны ко всему, что вы делаете. Они не знают вас, вы не знаете их. Они видят в интернете рекламу, переходят по баннеру и взаимодействуют с вашим сайтом.
У этой схемы есть несомненные плюсы. Организация закупки трафика осуществляется быстро, относительно дешево (без учета стоимости самой рекламной кампании), легко оцифровывается и управляется.
Но есть гораздо больше минусов, основным из которых является ограничение по охвату. Невозможно в короткие сроки закупить сразу большой трафик, так как в социальных сетях существуют лимиты на рекламные кампании.
Еще один из важных минусов – это низкая конверсия. Процент купивших продукт из общего числа видевших рекламное объявление, как правило, очень низкий. Из-за чего есть риск неокупаемости затрат на рекламу.
Трафик может неожиданно упасть по разным причинам (бан объявления, ограничения в соцсетях, отказ в работе подрядчика).
Для стабильного трафика необходимо иметь несколько воронок, как правило, их надо регулярно менять и поддерживать технически.
Рост дохода в этой схеме возможен за счет увеличения трафика, работы с конверсиями, изменения среднего чека и т. д.
Схема 2: «Каскадный маркетинг»
Представьте себе косяк рыб, который плывет через реку с рыбаком. Каковы его шансы поймать всех рыбок? А если рыбаков будет несколько, то шансы, естественно, увеличиваются. Чем больше рыбаков, тем больше рыбы будет поймано.
Смысл каскадов: чем больше крючков, попыток, триггеров, активностей, тем больше шансов получить бóльший «улов». Проведите аналогию: 1 рыбак = 1 активность в месяц. Каждая активность обеспечивает приход денег. Чем больше активностей, тем больше денег мы зарабатываем.
В схеме также присутствует регулярная закупка трафика на первом этапе. Затем на повторные эфиры уже приглашаются пользователи из базы, сформированной ранее. То есть получается серия попыток привлечь одних и тех же пользователей как каскад.
Именно эта схема интереснее первой и именно в ней находится 80% денег, которые может заработать школа.
Рассмотрим 8 вариантов роста при работе с базой.
- Частота. Необходимо проводить продающие активности как можно чаще, пока это является точкой роста. Если вы хорошо проводите вебинар раз в месяц, попробуйте делать это 2, 3, 4 раза в месяц и т. д.
- Разнообразие. Меняйте вид, формат, механику активности, ищите другую тему. Разнообразие – ключ к поиску инструмента с неожиданным эффектом и шанс выйти на кратный рост.
- Мультипродажа. Вы не сможете делать масштабные запуски на каждый из 12 продуктов. Проведите активность, на которой вы продадите все. Для меня такой активностью являются акции. Я проводил распродажи на 100 продуктов. Разве можно сделать 100 запусков в год? Зато в год можно провести 12 разных акций, во время каждой из которых будут продаваться все 100 продуктов. А между акциями я вставлял марафоны, вебинары, интенсивы и другие активности.
- Увеличение базы. Если к предыдущим трем плоскостям роста добавить увеличение базы за счет закупки трафика, можно получить максимальный эффект.
- Ассортимент. Используя весь арсенал продающих активностей можно продавать как старые, так и новые инфопродукты. Использование нового оффера – возможность заинтересовать тех пользователей, которые до этого ничем не заинтересовались и шанс заработать еще раз на клиентах, которые уже что-то купили.
- Состояние базы. База – это тот самый материал, с которым мы работаем в нашей маркетинговой кузнице, и он должен быть первоклассного качества, иначе ничего не получится. Внимание – это основной ресурс, за который мы боремся. База должна не терять интерес, понимать о чем мы говорим, доверять и быть удовлетворенной продуктом. Работать над состоянием базы не менее важно, чем над остальными плоскостями.
- Работа с командой – все, что связано с удобством, скоростью, реактивностью, своевременностью выполнения шагов, отсутствием хаоса и прозрачностью плана. Ключевым фактором является скорость работы. Скорость позволяет, имея ограниченные мощности, перебирать как можно больше гипотез.
- Аналитика. Проект без аналитики можно сравнить со слепым кузнецом. Конечно, мастер со зрением сделает работу лучше во всех смыслах. Вам нужна собственная навигационная система в виде системы сбора статистических данных о продажах.
Частота, разнообразие и мультипродажи – 3 фактора каскадного маркетинга, которые определяют его эффективность. Каскадная модель монетизации базы – это термин, максимально описывающий работу с той аудиторией, которая у нас есть. Один каскад – одна попытка продать.
Мне нравится сравнение трафиковой модели онлайн-школы с бассейном. Бассейн – это школа. А движение посетителей обеспечивает трафик. Новые посетители – внешний трафик. Старые посетители – внутренний трафик.
Приводить новых посетителей дорого и площадь бассейна не позволяет. Тогда нужно заставить двигаться имеющихся. В пустом бассейне сделать это будет крайне сложно. Но как только вы поставите горку, внутренний трафик тут же увеличится, бассейн станет интереснее.
Горки – это ваши активности. Стройте водные горки для разных посетителей.
Новые пользователи – это внешний трафик, а старые пользователи – это внутренний трафик, который проект может генерировать имеющимися внутренними ресурсами. Они взаимосвязаны.
При проведении разнообразных активностей генерится множество лид-магнитов, что в свою очередь позволит разнообразить способы привлечения внешнего трафика. Закупка трансформируется, когда будет больше всего того, что мы можем предложить.
Кроме того, можно иметь грандиозные активности, потрясающие продукты с сильными офферами, большую лояльную аудиторию, но все это может быть недостаточно эффективным из-за того, что работа сделана некачественно.
Необходимо выстраивать экосистему продаж таким образом, чтобы можно было легко и быстро измерять важные метрики.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что система каскадного маркетинга – это основа для работы с базой, а база – это возобновляемый источник денег. Ваша задача определить точку роста и действовать.