Команда из 30 человек, толстые брендбуки, месяцы подготовки, тонны реквизита, съемочные площадки в Париже, Рио и на Бали. Так в идеале выглядит рекламная фотосессия для крупного бренда.
В реальности все происходит иначе: с 4 специалистами в съемочной группе, за один день и с демократичным бюджетом. Рассказываем, как с такими вводными создать не просто серию эффектных снимков для Instagram, а полноценный визуальный образ известной марки.
Прошлым летом у нашего агентства появился новый клиент – водка «Финский Лед». Марка существует с 2014 года, стабильно входит в топ-10 самых популярных водочных брендов страны, но соцсети до 2020 года никогда не вела. Так что нам нужно было разработать SMM-стратегию «под ключ» – от концепции до написания конкретных постов и создания фотоконтента. Собственных иллюстраций, несмотря на долгую историю, известность и масштабы, у клиента было немного.
О том, как мы провели фотосессию для «Финского Льда», вы узнаете из этого кейса.
Шаг 1. Бриф
Театр начинается с вешалки, Новый год – с мандаринов, а фотосессия – с брифа. От того, насколько подробным он получится, зависит то, какую картинку мы увидим на экране фотоаппарата и в Instagram-постах.
Что особенно важно выяснить в брифе:
- Цель и задачи. Да, марка на рынке представлена уже несколько лет, но в соцсетях она – новичок. Поэтому основная цель – познакомить пользователей Instagram с продуктом. А тем, кто его уже знает, представить новый облик марки – запуск Instagram был приурочен к масштабному рестайлингу.
- Целевая аудитория. Первоначально мы разрабатывали SMM-стратегию для двух групп ЦА – молодых любителей шумных вечеринок (18–30 лет) и более возрастной аудитории, той, для которой в приоритете качество (30–50 лет). Но затем ЦА была совместно скорректирована (так часто случается): это преимущественно мужчины, 25+, со средним и ниже среднего уровнем дохода, предпочитающие коктейли и встречи с друзьями по выходным.
- Стилистика. Ждать, что клиент укажет в брифе «фото в стиле Патрика Демаршелье» или «ориентироваться на ар-деко», – это утопия. Но нам повезло: заказчик подробно описал, что хочет видеть на фото, а дизайнер подготовил несколько референсов. На их основании мы создали moodboard, который передавал настроение фотосессии. Ниже покажем один из примеров.
Шаг 2. Концепция и референсы
На основе брифа и SMM-стратегии мы сформулировали идею нашей фотосессии: «“Финский Лед”. Главное – внутри». А также выделили ключевые слова «высокое качество», «финский стиль», «крутая вечеринка».
В итоге у нас получилось три основных направления будущей съемки:
- Фото продукта и отдельных деталей его упаковки: колпачка, этикетки, QR-кода, бутылки с выпуклыми переливающимися льдинками, чтобы показать, что изменилось в ходе рестайлинга.
- Фото коктейлей – ЦА часто использует водку для их приготовления.
- Фото с атрибутикой Финляндии, откуда родом бренд.
Для каждого из пунктов подобрали референсы и создали moodboard. В качестве источников использовали аккаунты европейских, американских и японских конкурентов в Instagram, Pinterest, фотостоки.
Концепцию и референсы упаковали в презентацию и отправили клиенту на согласование. Ниже покажем один из примеров moodboard.
Шаг 3. Раскадровка
На этом этапе мы подробно расписали все композиции, которые будем снимать. Несколько советов:
1. Проводите раскадровку в два приема. Сначала разбейте все сюжеты на несколько более общих категорий и прикиньте, какой процент от фотографий (а значит, и времени) придется на каждую из групп. Покажите список заказчику.
Затем пропишите уже подробную раскадровку для каждой из категорий. Как должны быть расположены предметы, какой свет, общий или крупный план и т.д. Желательно сразу с таймингом. Обязательно объединяйте фото по композиции и по свету, чтобы не пришлось во время съемки заново создавать то или иное сочетание, переставлять свет и возвращаться, например, к съемкам «сверху» или «макро».
2. Отталкивайтесь не только от идеи и пожеланий клиента, но и от примерной контент-сетки. Фотографии должны соответствовать содержанию будущих рубрик. И, конечно, от бюджета: у нас он был весьма скромным.
3. Привлекайте фотографа еще на этапе раскадровки. Для предметной съемки это особенно важно. Только он сможет сказать, какая композиция будет более интересной и понадобится ли дополнительное оборудование, добавит или, наоборот, уберет декор.
4. Учитывайте специфику Instagram (или другой соцсети). Акцент композиции должен быть на центральной части, она должна вписываться в квадрат или вертикальный прямоугольник (зависит от формата, в котором вы будете вести Instagram). В ней не должно быть слишком много деталей, а те, что есть, разместите ближе к центру.
Шаг 4. Подготовка к съемке
К ней стоит приступать за 2 недели–месяц до предполагаемой даты, но только после согласования раскадровки с клиентом.
Команда:
- продюсер (координирует съемку, следит за таймингом и за тем, чтобы все сюжеты были отсняты, все пожелания клиента выполнены, ищет выход из нестандартных ситуаций на площадке и отвечает за результат);
- декоратор;
- бармен для приготовления коктейлей;
- фотограф. Для съемок людей (пожелай мы включить в кадр бармена) – визажист/ парикмахер/ стилист.
Локация. Аренда фотостудии в Москве стоит от 2000–2500 рублей. А нам нужна была не просто студия, а пространство с неоновым и естественным освещением, барной стойкой, мойкой, холодильником. В общем, готовьте ваши денежки!
Нам несказанно повезло: через сайт https://www.speedrent.ru/ мы нашли бар, который идеально подходил нам по интерьеру и свету. Более того, он был готов пустить нас на целый день в понедельник, предоставить часть необходимой посуды и даже ледогенератор! Просто фантастическая удача, правда?
Тайминг. Чем детальнее будет прописан «сценарий» съемки по минутам и часам, тем больше шансов, что вы уложитесь в отведенное время и все успеете.
Несколько лайфхаков:
- На заход в студию и сбор первой композиции нужно выделить минимум 30–40 минут.
- На переход к следующему сюжету/ композиции оставить минут 15–20. За это время фотограф передвинет оборудование, выставит и проверит свет и т.д.
- На создание композиции декоратору требуется минут 30. У нас их было три – «Бар+коктейли», «Новый год» и «Финляндия». К счастью, все они располагались в разных местах зала, поэтому декоратор собирал следующую, пока фотограф снимал предыдущую.
- Не забудьте включить в тайминг перерыв на обед.
- Закладывайте время с запасом.
- При составлении тайминга заложите на создание одной фотографии минимум 10–15 минут в зависимости от сложности композиции. Помните, что для предметной съемки надо больше времени (вам придется двигать предметы), потому что предметы не улыбаются, не показывают эмоции в отличие от моделей).
Смета. Бюджет съемки – это дорога с двусторонним движением. С одной стороны, от него зависит количество кадров, продолжительность съемки, уровень фотографа, который вы можете себе позволить, и т.д. С другой – уже в процессе он будет многократно корректироваться.
Вот несколько пунктов, которые нужно обязательно учесть в смете для предметной съемки:
- Фотограф – от 3500 до 8 000 руб./ час.
- Координатор – 5000–25 000 руб./час, зависит от сложности съемки.
- Декоратор или фуд-стилист – от 2500 руб./час.
- Бармен.
- Локация – 2000-5500 руб./ час.
- Декор – еда, соки, новогодние украшения, посуда – бесконечность.
- Транспортные расходы. Очень часто при организации забывают про этот пункт, а он есть всегда. Нередко фотограф берет на съемку дополнительный свет и везет его на такси, фуд-стилисту нужно собрать декор в разных частях города, для создания композиции требуется дополнительное оборудование и т.д.
- Обед и вода из расчета 500 руб. на человека. Голодная команда – голодный результат:) Даже идейные люди хотят есть, обязательно позаботьтесь об этом и не забудьте включить в список «обедающих» клиента.
Шаг 5. День съемок
Что может пойти не так? Все что угодно. Например, все участники застрянут в бесконечных московских пробках. Не будет работать ледогенератор, у фотографа перегорит светильник, кто-нибудь из команды заболеет.
Форс-мажоры, к которым всегда нужно быть готовым:
- Превысили бюджет. Нужно закладывать в смету непредвиденные расходы – минимум 10%.
- Не уложились в тайминг. Планируйте съемки с запасом по времени, на конец дня оставляйте кадры, которые можно доснять без клиента, показав ему уже готовый результат. Обязательно перед съемкой предупреждайте всю команду о тайминге, а на съемке тщательно следите за ним.
- Клиент вносит изменения. Всегда. Прямо на месте. Как этого избежать? Конечно, можно получить подпись под согласованием раскадровки. Или проявить находчивость во время самой фотосессии и выполнить пожелания заказчика, если это возможно. Ведь в процессе вы сами сможете понять, что именно надо чуть-чуть изменить, чтобы добиться крутого результата!
Шаг 6. Обработка фотографий
Через два дня фотограф прислал результаты съемки, отсеяв нечеткие и испорченные кадры. Из них клиент выбрал 40 снимков, через 7–10 дней мы получили их в обработанном виде.
Вместо выводов
Фотосессия, как и любой процесс с несколькими участниками, полна сюрпризов. Можно выбиться из графика, потратить больше денег, чем планировалось. Наконец, клиент может все изменить – от целевой аудитории до композиций, составленных во время съемки.
Чем меньше вы будете надеяться на то, что «разберетесь по ходу пьесы», и тщательнее подготовитесь, тем больше шансов, что на выходе получите фото, которые отлично «зайдут» подписчикам. И не только им: клиент может использовать фото для рекламы, публикаций в традиционных СМИ и т.д.
P.S. Если чередовать отснятые кадры со снимками из фотобанка, то 40 фотографий нам хватит на 4–5 месяцев. В идеале неплохо проводить съемки 2–3 раза в год. Так что, возможно, мы повторим этот опыт уже в ближайшем будущем. Надеемся, вам он тоже пригодится.