
Буквально на днях (13 апреля) ВКонтакте начал тестировать новую функцию предпросмотра прикрепленных ссылок прямо на страницах соцсети. Теперь пользователь может увидеть страницу с текстом без рекламы во всплывающем окне.
Нововведение сразу вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, пользователям удобнее просматривать информацию по ссылке без перехода на сторонний сайт. Самой соцсети выгодно не уводить пользователей на внешние сайты, сохраняя их в своей экосистеме. Радуются и SMMщики, поскольку такой подход позволит увеличить взаимодействие пользователей с брендом на соцплощадке.
С другой стороны, пока функционал сыроват, от этого при предпросмотре страдает дизайн издания, верстка, картинки, ссылки многих материалов. Возмущены владельцы сайтов и производители контента. Руководитель интернет-проектов газеты «Ведомости» Виктор Саксон в ходе конференции РИФ+КИБ 2012 заявил, что «предпросмотр содержимого ссылок, опубликованных пользователями ВКонтакте прямо в соцсети, нарушает авторские права издания как производителя контента». В связи с этим, Виктор Саксон не исключает обращения в суд на соцсеть, если администрация «ВКонтакте» не отключит такой функционал.
Будет ли этот инцидент иметь широкий общественный резонанс? Разумеется, многие издания захотят поддержать инициативу «Ведомостей».
Как заявил Андрей Кривцов, юрист по претензионно-судебной работе Ingate:
Согласно п. 6 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав не являются сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.
Однако любое новостное сообщение, представленное в форме текста и размещенное в сети Интернет, создается творческими силами автора, и сам по себе текст уже является объектом охраны.
В таком случае охраняется (согласно ст. 1265 ГК РФ) право авторства и право автора на имя. Более того в соответствии со ст. 1266 ГК РФ текст должен цитироваться в первозданном виде.
Согласно ст. 1274 ГК РФ свободное использование произведения в информационных и иных целях допускается с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
А потому Администрация ВКонтакте не нарушает авторские права организации, как производителя контента, т.к. указывает ссылку на первоисточник.
А раз спорить бесполезно, возможно, СМИ следует пересмотреть стратегию ведения и присутствия новостной группы/сообщества в ВКонтакте и начать работать над взаимовыгодным сотрудничеством с соцсетью.