Реферальный маркетинг — одно из направлений маркетинга, целью которого является привлечение новых клиентов через рекомендации от существующих.
Реферальный маркетинг работает по следующей схеме:
- Пользователь рекомендует компанию своему другу,
- Друг делает покупку/заказывает услугу в этой компании,
- Пользователь получает бонус за приведенного клиента, приведенный друг также может получить бонус.
Реферальный маркетинг является достаточно популярным и вот почему:
- В среднем 65% новых клиентов приходят благодаря рекомендации друзей,
- Рекомендация друга повышает возможность заказа товара или услуги в 4 раза,
- Реферальные клиенты приносят примерно на 13,2 % больше денег, чем клиенты, пришедшие через другие каналы продаж,
- 86% россиян доверяют рекомендациям друзей больше, чем обычной рекламе.
Каким компаниям подходит реферальный маркетинг
В принципе любому бизнесу рекомендации идут на пользу. Но особенно важно использовать реферальный маркетинг компаниям, которые работают непосредственно с конечными потребителями:
- Интернет-магазины,
- Онлайн-сервисы (обучающие курсы, доставка еды и т.д.)
- Оффлайн-бизнес (салоны красоты, образовательные и развлекательные центры, фитнес-клубы, автосервисы и т. д.)
Плюсы реферального маркетинга
Перед остальными видами рекламы у реферального маркетинга есть следующие преимущества:
- Он не воспринимается как навязчивая реклама,
- Влияет не только на продажи, но и на положительное восприятие бренда аудиторией, формирует доверие пользователей к компании,
- Дешевле стандартных рекламных опций вроде баннера на сайте или промо-ролика,
- Можно легко отслеживать эффективность.
Схемы реферальных программ
Все реферальные кампании можно разделить по нескольким типов.
По времени работы
- Предпродажные. Пользователю предлагается бонус до совершения покупки.
- Послепродажные. Информация о бонусах появляется после того, как покупка оформлена.
По структуре
- Одноуровневые. Пользователь получает вознаграждение только за тех клиентов, которых он привел лично.
- Многоуровневые. Пользователь получает также бонусы за клиентов, которых привлекли приведенные им ранее пользователи.
По способу привлечения новых пользователей
- Пассивные. Пользователю достаточно постить реферальную ссылку в социальных сетях, на форумах и т.д.
- Активные. Пользователь активно рассказывает о достоинствах товара/компании и дает реферальную ссылку только заинтересованным пользователям.
По способам вознаграждения клиентов
- Односторонний реферальный маркетинг. Бонус получает только тот пользователь, который привлек новых клиентов.
- Двусторонний реферальный маркетинг. Бонус получает пользователь, который привлек новых клиентов, и пришедшие по его рекомендации пользователи.
- Реферальный маркетинг с материальной мотивацией. За каждого приведенного клиента пользователь получает денежное вознаграждение.
Как сделать эффективную реферальную программу
Основные принципы успешной реферальной программы:
- Приметная страница, которая «бросается в глаза»,
- Доступная и понятная информация о действиях, которые необходимо выполнить пользователю и бонусах, которые он получит за рекомендации,
- Двусторонняя модель – бонусы получает не только рефери, но и реферал.
- Бонусы привязаны к продукту и стимулируют его дальнейшее использование.
- Использование реферальной программы не вызывает затруднений – ссылкой легко поделиться, найти поле, куда ввести промокод, не составляет труда.
- При необходимости используйте сервисы автоматизации реферальных программ, которые помогают создать кампанию с нуля и легко управлять ею.
Как оценивать результаты?
При оценке эффективности реферальной программы следует обратить внимание на следующие показатели:
- Количество отправленных рекомендаций от клиентов.
- Количество выданных бонусов выдано с одной рекомендации.
- Конверсия выданных бонусов в покупки.
Когда реферальный маркетинг не нужен?
Есть несколько ситуаций, когда с реферальной кампанией лучше подождать:
- Продукт находится в стадии доработки,
- Выявлены критичные ошибки в интерфейсе, логике работы и т.д., которые требуют исправления,
- В компании не хватает сотрудников, которые напрямую занимаются обработкой заказов, либо компания работает на максимальной мощности и не сможет обработать большее число заказов,
- У компании нет возможности увеличить объем поставок товара.
Если запустить реферальную кампанию в таких условиях, это может обернуться неприятными инцидентами в виде отдела продаж, не справляющимся с потоком клиентов, разочарованными клиентами, которые не могут получить свой заказ, и пользователями, которые недовольны работой системы и вряд ли захотят работать с ней в дальнейшем.