YouTube – самый популярный в мире видеохостинговый сайт, позволяющий смотреть, загружать и транслировать видеоролики в прямом эфире.
Основная цель сервиса – дать каждому возможность узнать больше о мире вокруг и выразить себя.
Компания активно продвигает следующие ценности:
Создателями ютуб являются бывшие сотрудники PayPal: Чад Херли, Стив Чен и Джавед Карим.
Мысль о том, что нужно создать сайт, где пользователи могли бы выкладывать видеоролики для всеобщего просмотра, пришла разработчикам примерно за год до запуска проекта.
На идею создания проекта натолкнули сразу несколько событий:
Торговая марка, логотип и домен YouTube были зарегистрированы Чадом Херли 15 февраля 2005 года. Все оборудование для функционирования ютуб-видеохостинга размещалось в гараже Чада Херли. Там же находился офис компании.
23 апреля 2005 года на сайте было опубликовано первое видео под названием «Я в зоопарке». Ролик длился всего 19 секунд, и в нем основатель YouTube Джавед Карим рассказывал о слоновьих хоботах, стоя у клетки в зоопарке.
В мае 2015 года вышла бета-версию сайта YouTube. В первый месяц YouTube посетило 3 млн пользователей.
Основатели сервиса привлекали аудиторию на видехостинг нехитрым способом – ежедневно разыгрывали среди пользователей iPodNano.
В сентябре 2005 впервые ролик на YouTube набрал миллион просмотров. Причем это было рекламное видео от Nike – в ролике футболист Роналдиньо получает пару золотых кроссовок.
В ноябре 2005 YouTube получил инвестиции от Sequoia Capital в размере $3,5 млн. Аудитория сайта на тот момент составляла более 200 тысяч зарегистрированных пользователей, а на видеохостинге было загружено 2 млн видеороликов. Число ежедневных просмотров уже составляло восемь миллионов в день.
15 декабря 2005 года состоялся официальный запуск сервиса YouTube.
После запуска сервиса количество ежедневных просмотров видео увеличилось до 25 млн в день. Пользователи загружали более 20 тысяч новых роликов в день, и в марте 2006 их количество превысило 25 млн.
В апреле 2006 доход YouTube составил 1 млн долларов, и Sequia Capital дополнительно инвестировала в прибыльный бизнес еще 8 млн долларов.
В июле 2006 ютуб заявил о том, что количество ежедневных просмотров видео увеличилось до 100 млн. На сервис приходилось 60% всех просмотров видео в интернете.
В октябре 2006 Google купил YouTube за $1,65 млрд. Согласно условиям сделки, YouTube сохранял свою торговую марку, усилив и дополнив видеосервисы Google, а Google в обмен на это получал право разместить на YouTube свою рекламу.
В 2007 году YouTube начал активно выпускать локальные версии сайта. Первые из них были запущены в июне 2007 года в Великобритании, Франции, Испании, Италии, Нидерландах, Ирландии, Польше, Бразилии и Японии. В ноябре 2007 года вышла российская версия ютуб.
По данным аналитического сервиса Similar Web на август 2018, сайт YouTube является вторым по популярности в мире. Самый большой поток трафика идет из США, на втором месте – пользователи из России.
Что касается прибыли сервиса, Google не раскрывает, какую часть выручки компании составляет заработок на рекламе в видеохостинге. Но по данным исследовательского агентства eMarketer, платформа принесла 5,6 миллиарда долларов в 2016 году.
Также по внутренним данным самого YouTube, за последние два года число малых и средних компаний, размещающих рекламу на YouTube, выросло вдвое.
Рекламные объявления появились на сайте YouTube еще в 2006 году.
В августе 2007 на сайте видеохостинга появилась первые рекламные объявления от Google. Они представляли собой полупрозрачные баннеры, которые появлялись меньше чем в 20% видео, и отображались поверх видео в течение 10–15 секунд.
В 2014 году доход Google от YouTube составил $4 млрд.
Сегодня на YouTubeпредставлено несколько видеоформатов:
Объявления можно показывать на главной странице и в результатах поиска YouTube, а также в начале основного ролика (как рекламу на телевидении).
По данным YouTube, большинство бизнесов начинают с бюджетом от 600 руб. в день на локальные кампании.
Интересные кейсы по продвижению бизнеса на YouTube
Первая крупная проблема YouTube с авторскими правами случилась еще в 2006 году. Телекомпания NBC попросила видеохостинг убрать с сайта видео под названием «Lazy Sunday» из телешоу Saturday Night Live.
Самое частое нарушение авторских прав на YouTube – это «Совпадение со сторонним содержанием». Чаще всего под этим подразумевается использование в видео нелицензионной музыки или части ролика, ранее уже выложенного на YouTube.
Использование даже кусочков чужих видеозаписей, опубликованных на ютуб и защищенных авторским правом, строго запрещено правилами видеохостинга.
Единственный случай, когда можно включить в свой ролик видео других авторов без их согласия – это добросовестное использование.
Добросовестное использование – это юридическое понятие, согласно которому в некоторых ситуациях можно повторно использовать материалы, защищенные авторским правом, не получая специальное разрешение от правообладателя. В случае с YouTube таким использованием будет не просто копирование части ролика, а его творческая переработка. Например, в США чужой контент можно без разрешения подвергать творческой переработке для создания роликов с пояснениями, обзоров, научных и обучающих видео, а также новостных сюжетов.
Даже если пользователь указывает в видео автора исходного произведения, говорит о нежелании нарушать авторские права или включает оригинальные материалы, использование чужих видео без творческой переработки в этих случаях не будет считаться добросовестным.
Еще одно популярное нарушение — «Видео заблокировано в некоторых (во всех) странах». Чаще всего это нарушение связывается с использованием в видео музыки, нелицензионное проигрывание которой запретила звукозаписывающая компания.
В 2007 году YouTube выпустил программу по защите авторских прав Content Verification Program (Программа проверки контента), позволяющую владельцам оригинального контента находить и удалять видео, которые нарушают их авторские права.
Также есть отдельная программа – Content ID, которая помогает правообладателям идентифицировать свои материалы на YouTube и управлять ими.
Суть программы такова:
Получить доступ к системе Content ID могут не все правообладатели, а только те, которые отвечают следующим критериям:
Примеры материалов, на которые у автора не может быть исключительных прав:
Если YouTube примет заявку автора на участие в программе Content ID, он должен будет заключить с видеохостингом специальное соглашение.
Кроме того, YouTube анализирует канал, чтобы определить, какой инструмент позволит автору эффективнее управлять контентом. Так, если ему больше подходят другие функции, то заявка будет отклонена. Например, видехостинг может предложить автору отправлять жалобы через специальную форму или предоставить доступ к Программе проверки контента.
Необходимо соблюдать установленные правила использования системы Content ID. YouTube ведет постоянный контроль над тем, как пользователи работают с системой, и отслеживает все споры относительно прав собственности на контент.
Владельцы контента, неоднократно подававшие необоснованные заявки, могут утратить доступ к системе Content ID и лишиться статуса партнера YouTube.
Если автор узнает о нарушении прав, он может задать следующие правила:
В мае 2007 YouTube запустил партнерскую программу, позволяющую авторам зарабатывать на своем контенте и превращать свои хобби в прибыльный бизнес.
Через год после запуска программы доходы успешных авторов превысили 100 тысяч долларов в месяц.
По данным Google, в 2017 году количество каналов с доходом более 100 тысяч долларов выросло на 40%.
В 2018 году YouTube ввел новые правила монетизации каналов – теперь для участия в программе канал должен набрать 4000 часов просмотра за последние 12 месяцев и 1000 подписчиков. Ранее требования сводились к наличию 10 000 просмотров.
Видео можно монетизировать в том случае, если автор обладает правами на коммерческое использование всех его видео- и аудиоэлементов. Это относится как к материалам других правообладателей, так и к оригинальному контенту.
Монетизировать видео можно, если:
Примеры контента, который можно монетизировать:
Примеры контента, который монетизировать нельзя:
Компания YouTube оставляет за собой право отключать монетизацию в аккаунтах нарушителей.
Если на ютуб-канале включена монетизация, рядом с роликами могут отображаться объявления следующих типов:
В роликах отображаются рекламные объявления, выбранные в ходе аукциона Google AdSense, размещенные через Менеджер рекламы Google и аналогичные сервисы.
Система сама отбирает объявления для показа, в автоматическом режиме учитывая разные контекстные факторы, в том числе качества метаданных и соответствия ролика требованиям рекламодателей.
YouTube постоянно совершенствует алгоритмы отбора объявлений, чтобы реклама максимально соответствовала содержанию видео, в котором она отображается. Но так как YouTube не может контролировать показ рекламы в видео в ручном режиме, гарантии показа определенных рекламных предложений он также дать не может.
Если автор подключил монетизацию канала, а объявления не отображаются, это может быть связано со следующим: