Юзабилити (от англ. usability) — это условное понятие, которым в интернет-маркетинге определяют удобство пользования сайтом, приложением или любым другим веб-интерфейсом. От качества этого фактора во многом зависит успешность продвижения в интернете. На актуальном этапе развития алгоритмы ранжирования Google и Яндекс достаточно точно определяют то, насколько удобным и полезным для посетителя оказался сайт.
Оценка статистики
Если говорить об оптимизации сайтов, ориентированных на аудиторию Рунета, то основным инструментом для анализа считается Яндекс.Метрика. Он позволяет получать полную информацию по трафику и его источникам. Здесь доступен «Вебвизор», который отслеживает пользовательское поведение. Карта кликов даёт возможность видеть, какие области страницы пользуются популярностью, а какие зоны посетители просто не замечают. Карта ссылок показывает пути передвижения и глубину взаимодействия юзеров. Этого вполне достаточно, чтобы оптимизатор мог понять, насколько сайт понятен для пользователей.
Тесты на страницах
Тестирование — это основа тонкой оптимизации юзабилити сайта. Под этим направлением анализа подразумевается внесение различных изменений с последующим отслеживанием результатов. Для фиксации эффекта используются возможности сервиса Яндекс.Метрика. К примеру, можно изменить цвет CTA-элементов, расположение форм, тексты призывов, объём контента на странице и многое другое. Практика показывает, что иногда даже незначительная коррекция может кардинально улучшить качество пользовательских факторов. Нужно отметить, что результаты сплит-тестов будут точны и стабильны только при активном трафике.
Профессиональная экспертиза
Для оптимизации юзабилити крупных проектов часто пользуются услугами профильных специалистов. Эксперты проводят комплексный аудит сайта, а также привлекают фокус-группы, состоящие из представителей разных срезов целевой аудитории. Сами специалисты не будут улучшать сайт, но точно предложат интересные идеи. Это достаточно дорогая, но эффективная услуга.
Анализ конкурентного окружения
Оценка юзабилити лидирующих игроков ниши — это лучшее решение для новых сайтов. Такая стратегия позволяет не двигаться вслепую, а сразу использовать проверенные решения. Сегодня значение пользовательских факторов при ранжировании имеет одно из решающих значений. Следовательно, если конкуренты находятся в тематическом топе, то с usability сайта у них точно всё хорошо. Используя выявленные положительные качества, вы, по сути, бесплатно получаете результаты усердной работы других оптимизаторов. Но просто копировать лидера не стоит, ведь то, что работает у него, не обязательно принесёт результат при внедрении на другом ресурсе — только сплит-тесты и аналитика помогут найти удачные идеи.
Теперь мы выяснили, что это usability и как его анализировать. Пришло время рассмотреть методики улучшения удобства и полезности сайта. Эту работу можно разделить на следующие направления.
Структура и навигация
Этой частью оптимизации лучше заниматься на этапе создания веб-ресурса. Если всё сделать правильно, то в будущем практически не придётся тратить время на правки — сайт будет развиваться логично и прогнозируемо. Для достижения цели нужно обратить внимание на следующие моменты.
Функциональные элементы
Базовой возможностью многостраничного сайта является фильтр. Он позволяет отделять только интересные страницы, что очень удобно. К примеру, товары можно рассортировать по цене, размеру, цвету, наличию скидок. Полезными функциями для коммерческих сайтов являются онлайн-помощник и форма заказа обратного звонка. Но такие виджеты нужно использовать, только если вы готовы оперативно и качественно обрабатывать пользовательские запросы. В противном случае результат от их внедрения будет негативным. Если специфика бизнеса позволяет, то обязательно нужно использовать онлайн-калькуляторы расчета стоимости.
Оформление дизайна
Сегодня уже сформировался определённый тренд — это спокойные цветовые решения и минимализм. Не стоит увлекаться слишком яркими цветами и радикальными контрастами. Пришло время забыть про назойливые вплывающие окна. Цвета фона не должны мешать легко воспринимать контент.
Можно выделить следующие рекомендации по использованию заголовков и шрифтов:
При выборе цветовых решений стоит ориентироваться на следующие моменты:
Качественное наполнение страниц
Контент — это основа любого сайта. С точки зрения оптимизации юзабилити текстовые материалы должны быть интересными, полезными и структурированными. При создании и публикации контента нужно обращать внимание на следующие моменты.
Увеличение скорости загрузки
Чтобы страницы открывались быстрее, необходимо выполнить следующие действия:
Оценить результат проделанной работы можно с помощью сервиса Google Page Insights.
Оптимизация страницы 404
С помощью сервиса Яндекс.Вебмастер можно найти несуществующие адреса. Если полностью избавиться от них нельзя, то нужно сделать следующее:
Мобильная и мультибраузерная адаптация
Веб-проектом должно быть удобно пользоваться вне зависимости от устройства. Сегодня есть много сервисов, которые позволяют оценить адаптивность веб-ресурса. Они не только покажут ошибки, но и дадут рекомендации по их устранению.
Подведём итоги
Теперь вы знаете, что такое юзабилити, как его анализировать и оптимизировать. Это поможет сделать сайт удобным для пользователей, что улучшит его позиции в поиске, а также повысит качество конверсии трафика в продажи.