Глоссарий
[мэни-мэни вордс]

Юзабилити

Юзабилити сайта

Юзабилити (от англ. usability) — это условное понятие, которым в интернет-маркетинге определяют удобство пользования сайтом, приложением или любым другим веб-интерфейсом. От качества этого фактора во многом зависит успешность продвижения в интернете. На актуальном этапе развития алгоритмы ранжирования Google и Яндекс достаточно точно определяют то, насколько удобным и полезным для посетителя оказался сайт.

Как анализировать юзабилити

Оценка статистики

Если говорить об оптимизации сайтов, ориентированных на аудиторию Рунета, то основным инструментом для анализа считается Яндекс.Метрика. Он позволяет получать полную информацию по трафику и его источникам. Здесь доступен «Вебвизор», который отслеживает пользовательское поведение. Карта кликов даёт возможность видеть, какие области страницы пользуются популярностью, а какие зоны посетители просто не замечают. Карта ссылок показывает пути передвижения и глубину взаимодействия юзеров. Этого вполне достаточно, чтобы оптимизатор мог понять, насколько сайт понятен для пользователей.

Тесты на страницах

Тестирование — это основа тонкой оптимизации юзабилити сайта. Под этим направлением анализа подразумевается внесение различных изменений с последующим отслеживанием результатов. Для фиксации эффекта используются возможности сервиса Яндекс.Метрика. К примеру, можно изменить цвет CTA-элементов, расположение форм, тексты призывов, объём контента на странице и многое другое. Практика показывает, что иногда даже незначительная коррекция может кардинально улучшить качество пользовательских факторов. Нужно отметить, что результаты сплит-тестов будут точны и стабильны только при активном трафике.

Профессиональная экспертиза

Для оптимизации юзабилити крупных проектов часто пользуются услугами профильных специалистов. Эксперты проводят комплексный аудит сайта, а также привлекают фокус-группы, состоящие из представителей разных срезов целевой аудитории. Сами специалисты не будут улучшать сайт, но точно предложат интересные идеи. Это достаточно дорогая, но эффективная услуга.

Анализ конкурентного окружения

Оценка юзабилити лидирующих игроков ниши — это лучшее решение для новых сайтов. Такая стратегия позволяет не двигаться вслепую, а сразу использовать проверенные решения. Сегодня значение пользовательских факторов при ранжировании имеет одно из решающих значений. Следовательно, если конкуренты находятся в тематическом топе, то с usability сайта у них точно всё хорошо. Используя выявленные положительные качества, вы, по сути, бесплатно получаете результаты усердной работы других оптимизаторов. Но просто копировать лидера не стоит, ведь то, что работает у него, не обязательно принесёт результат при внедрении на другом ресурсе — только сплит-тесты и аналитика помогут найти удачные идеи.

Оптимизация юзабилити на практике

Теперь мы выяснили, что это usability и как его анализировать. Пришло время рассмотреть методики улучшения удобства и полезности сайта. Эту работу можно разделить на следующие направления.

Структура и навигация

Этой частью оптимизации лучше заниматься на этапе создания веб-ресурса. Если всё сделать правильно, то в будущем практически не придётся тратить время на правки — сайт будет развиваться логично и прогнозируемо. Для достижения цели нужно обратить внимание на следующие моменты.

  1. Проработка главного меню. В идеале структура сайта должна позволять пользователю в 4—5 шагов «добираться» до любой страницы. Ссылки на важные страницы должны быть вынесены в шапку и футер для «сквозного» доступа.
  2. Правильная перелинковка. Внутренняя ссылочная структура помогает не только в ранжировании. С помощью грамотно расставленных ссылок обеспечивается более глубокое и продолжительное взаимодействие с сайтом.
  3. Наличие «хлебных крошек». Это дополнительный элемент навигации, которым привыкли пользоваться многие юзеры. Он помогает с первого взгляда понимать степень вложенности страницы. К примеру, с помощью «хлебных крошек» пользователь может быстро перейти из карточки товара в общий подраздел.
  4. Внутренний поиск. В заметной части любой страницы должно находиться окно, позволяющее быстро найти необходимую информацию.

Функциональные элементы

Базовой возможностью многостраничного сайта является фильтр. Он позволяет отделять только интересные страницы, что очень удобно. К примеру, товары можно рассортировать по цене, размеру, цвету, наличию скидок. Полезными функциями для коммерческих сайтов являются онлайн-помощник и форма заказа обратного звонка. Но такие виджеты нужно использовать, только если вы готовы оперативно и качественно обрабатывать пользовательские запросы. В противном случае результат от их внедрения будет негативным. Если специфика бизнеса позволяет, то обязательно нужно использовать онлайн-калькуляторы расчета стоимости.

Оформление дизайна

Сегодня уже сформировался определённый тренд — это спокойные цветовые решения и минимализм. Не стоит увлекаться слишком яркими цветами и радикальными контрастами. Пришло время забыть про назойливые вплывающие окна. Цвета фона не должны мешать легко воспринимать контент.

Можно выделить следующие рекомендации по использованию заголовков и шрифтов:

  • откажитесь от чрезмерно маленьких или больших букв;
  • не используйте слишком вычурные шрифты;
  • тексты должны гармонично контрастировать с фоном их размещения.

При выборе цветовых решений стоит ориентироваться на следующие моменты:

  • комбинации розового, красного и черного цветов часто используются на сайтах «для взрослых», поэтому они могут вызвать нежелательные ассоциации;
  • яркий желтый, оранжевый и другие «кислотные» цвета быстро утомляют глаза пользователей;
  • салатовые, голубые, желтые и оранжевые шрифты, несмотря на контрастность, плохо воспринимаются на светлом фоне.

Качественное наполнение страниц

Контент — это основа любого сайта. С точки зрения оптимизации юзабилити текстовые материалы должны быть интересными, полезными и структурированными. При создании и публикации контента нужно обращать внимание на следующие моменты.

  1. Грамотность и информационная ценность. Тексты нужно писать понятным для целевой аудитории языком. Следует отказаться от сложных и неоднозначных конструкций. Старые тексты нужно проверять на предмет их текущей актуальности. Конечно же, контент должен быть грамотным.
  2. Структура. Тексты необходимо разбивать логическими абзацами, заголовками и подзаголовками. Хорошо воспринимается информация в формате списков и сравнительных таблиц.
  3. Форматирование. Текстовые материалы желательно дополнять релевантными картинками, инфографикой и видеороликами. Важные моменты лучше выделять цветом. Слишком большие тексты стоит разбивать на части, объединяя их внутренними ссылками.

Увеличение скорости загрузки

Чтобы страницы открывались быстрее, необходимо выполнить следующие действия:

  • оптимизируйте графические элементы;
  • выберите хостинг с запасом производительности;
  • удалите лишние Java-скрипты;
  • проверьте корректность редиректов и переадресаций.

Оценить результат проделанной работы можно с помощью сервиса Google Page Insights.

Оптимизация страницы 404

С помощью сервиса Яндекс.Вебмастер можно найти несуществующие адреса. Если полностью избавиться от них нельзя, то нужно сделать следующее:

  • внедрить поиск по сайту на страницу 404;
  • показать карту ресурса со ссылками для быстрого перехода;
  • создать забавное оформление «битой» страницы.

Мобильная и мультибраузерная адаптация

Веб-проектом должно быть удобно пользоваться вне зависимости от устройства. Сегодня есть много сервисов, которые позволяют оценить адаптивность веб-ресурса. Они не только покажут ошибки, но и дадут рекомендации по их устранению.

Подведём итоги

Теперь вы знаете, что такое юзабилити, как его анализировать и оптимизировать. Это поможет сделать сайт удобным для пользователей, что улучшит его позиции в поиске, а также повысит качество конверсии трафика в продажи. 

(Голосов: 6, Рейтинг: 5)

Синонимы: нет

Все термины на букву «Ю»

Все термины в глоссарии

Читайте нас в Telegram - digital_bar
Читайте нас в Telegram - digital_bar