Айтишник и маркетолог, казалось бы, абсолютно разные профессии. Однако на деле оказывается, что если IT-специалист не обязан быть крутым специалистом по коммуникациям, то вот последним знания IT очень даже нужны. Почему? Постараюсь объяснить.
Работа современных специалистов по коммуникациям сильно усложнилась за последнее десятилетие. Безусловно, чтобы стать маркетологом или пиарщиком, по-прежнему необходимо хорошо разбираться в том, как наладить контакт с аудиторией, уловить ее настроения, потребности и так далее. Это то, без чего данная профессия немыслима.
Однако работа специалиста по коммуникациям очень многогранна. Он, в первую очередь, управленец, который должен решать очень сложные, порой даже странные задачи. Чтобы делать это эффективно, не всегда достаточно только собственных знаний. Поэтому при решении любого серьезного и сложного вопроса лучше всего работает пара «маркетолог + профильный специалист/специалисты». То есть команда, призванная добиться поставленного результата.
И в этот самый момент знание и владение информационными технологиями является крайне полезным для достижения результата. Зачастую IT воспринимают исключительно в качестве технологий программирования, даже языков программирования. На самом деле IT — это намного больший круг задач: процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации. Иными словами то, без чего работа ни одного маркетолога/рекламщика/пиарщика сегодня просто невозможна, даже если они об этом и не догадываются.
Посмотрите практически на любой процесс, которым они управляют. В его основе — информация, данные, которые требуют корректного сбора, тщательной обработки, правильной интерпретации полученных результатов и подготовки на их основании гипотез или управленческих решений. Вне зависимости от того, о чем идет речь — от ведения контекстной рекламной кампании до омниканальных коммуникаций. И здесь знание IT позволяет найти наиболее приемлемое программное решение из числа уже существующих на рынке или сформулировать задачу на его кастомную разработку.
Под программным обеспечением я понимаю не только и не столько офисные приложения (использование которых, с моей точки зрения, постепенно сходит на нет), сколько CRM-системы, системы автоматизации, управления контентом и приложений для соцсетей. Например, для того чтобы свободно себя чувствовать в контекстной рекламе, полезно знать и уметь не только качественно планировать и проводить кампании в Яндекс.Директе и Google Ads, но и уметь пользоваться такими сервисами, как K50, eLama. Я уже не говорю про другие рекламные возможности более высокого порядка.
И даже многократно похороненное SEO — это давно уже не удел специалистов по закупке ссылок, а комплексная работа, требующая знания и использования специфических инструментов, таких как Similarweb, Key Collector, Spywords и иже с ними. SMM — не только чистая, как слеза комсомолки, коммуникация с целевыми аудиториями, но умение воспользоваться «Амплифер», NovaPress, HiConversion и даже (да, да, да, не надо морщиться) такими сервисами, как VKtarget и «Блогун». А навыки HTML5, CSS на PHPStorm? Пытливый ум без труда сможет найти на просторах интернета более внушительные списки сервисов, необходимых в работе интернет-маркетолога, специалиста, на сегодняшний день, самого широкого профиля.
Профессора старой школы в МГТУ им. Н. Э. Баумана, у которых мне посчастливилось учиться, иногда повторяли (конечно, не слово в слово), что их задача — не вдолбить в нас знания и навыки построения эпюр, расчета схем обратной связи или еще каким-то премудростям, а дать хорошее разностороннее инженерное образование, которое позволит нам разобраться с любым техническим вопросом. Если не самостоятельно, то уметь задать правильный вопрос и понять ответ на него, найти решение любыми способами, через привлечение необходимых ресурсов.
Несмотря на прошедшие с того времени годы и колоссальный прорыв в области технологий, подход к формированию «омниканальных» знаний не потерял своей актуальности. Даже наоборот!
В 2018 году знание и понимание IT-технологий для маркетолога столько же актуально, как и умение определять целевую аудиторию. Уже недостаточно использовать комплекс инструментов продвижения товаров или услуг, методик оценки емкости рынка и особенности конкуренции в отрасли. Отрасль и требования к профессионалам стремительно меняются, поэтому важно следить за тенденциями не только в своей сфере, но и в IT. И не просто следить, а усваивать, отрабатывать навыки.
На мой взгляд, хороший маркетолог/пиарщик даже с не очень глубокими знаниями информтехнологий будет востребованнее просто хорошего спеца по коммуникациям. А со временем такие знания и вовсе могут стать обязательным требованием при обустройстве, как когда-то стали пунктом «по умолчанию» навыки работы за компьютером.