Интернет мемы – это контент (картинки, видео, музыка или фраза), который легко передается от человека к человеку. Ричард Докинз еще в 1976 году сравнил мемы с генами, которые также подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции. Новое исследование Facebook показывает, насколько эта аналогия является точной.
Так же как людям свойственно передавать идеи, умышленно или неумышленно приукрашивая или искажая их, так и мемы способны мутировать и адаптироваться под нужную обстановку и аудиторию.
Зачастую мемы в соцсетях носят развлекательный характер, но могут приобретать политический, религиозный и др. оттенок.
Ученые Facebook использовали анонимные данные, чтобы определить, насколько «генетические мутации» мемов могут быть выгодными в специфических условиях, если тот или иной вариант соответствует убеждениям и культуре субпопуляции.
В качестве примера, приводится следующий мем, изначально относящийся к поддержке реформы здравоохранения Obamacare:
Никто не должен умирать, потому что не может позволить себе медицинскую помощь, и никто не должен разориться, потому что заболел. Если вы согласны, поделитесь этой фразой у себя в статусе.
В сентябре 2009 года, 470 000 пользователей Facebook перепостили эту фразу в свои статусы. Но при этом было создано 121 605 вариантов мема, которые разошлись по статусам почти 1,14 млн. пользователей.
В одних постах писали: «Никто не должен умирать из-за отсутствия медицинской помощи», другие говорили: «Никто не должен умирать, из-за реформы здравоохранения Obamacare».
Люди, придерживающиеся разных политических взглядов, адаптировали мем под свои собственные взгляды, и вероятно, взгляды своих друзей и подписчиков. Ученые Facebook объясняют это так: «Оригинальный вариант в поддержку закона о доступном здравоохранении (Obamacare) распространялся в основном либералами, а те, что упоминали правительство и налоги – были консерваторами.
Были и другие вариации, например, на тему «Звездных войн»: «Никто не должен быть заморожен в карбоните, потому что не может заплатить Джабба Хатту». Почему? Потому что люди помогают адаптироваться мемам, чтобы лучше соответствовать нужной аудитории.
Мемы будут более расшариваемыми, если из них сделаны ремиксы. Когда мем имеет четкий шаблон с замещаемыми переменными, люди легко его узнают и понимают, как самостоятельно его адаптировать. Они более вероятно поделятся собственными творениями, в которых легко распознается оригинал.
Ученые утверждают, что высокий уровень ремиксовости (адаптивности мемов), позволяет им оставаться популярными длительное время.
Для социальных сетей, понимание того, как развиваются мемы, позволяет сохранять контент свежим долгое время. Вместо того, чтобы показывать пользователям одни и те же мемы в ленте новостей, алгоритмы Facebook’a могли бы целенаправленно находить их и продвигать обновленные «мутированные» вариации.
Тарас Антюхов, эксперт IT-индустрии, директор по продуктам REG.RU считает:
Мемы, как и любые другие виды творчества, адаптируются под тренды информационного поля. Одной из главных особенностей интернет-мемов является то, что они быстро рождаются и быстро уходят в небытие. Это заметно облегчает анализ мемов как явления, ведь эволюцию проще отслеживать на системах, элементы которых имеют короткую «жизнь». Данное исследование полезно для понимания того, что происходит с интернет-мемами, но вывод из него только один — мемы не являются исключением из правил и подчиняются тем же законам популярности, что и другие виды творчества.