После того как Facebook купил Instagram, эксперты заговорили о поворотном моменте в истории Интернета: все внимание окончательно переносится с персональных компьютеров на смартфоны.
Крупные венчурные корпорации вовсю охотятся за мобильными социальными стартапами. Как отмечает Максим Спиридонов, руководитель школы интернет-маркетинга «Нетология» и продюсерского центра «Ройбер»:
Уже сейчас можно говорить, что покупка Instagram стала определенной вехой. Если прежде молодые предприниматели и разработчики делали только первые шаги в направлении мобильных приложений, сейчас туда польется поток новых энтузиастов. Вместе с этим огромная сумма, отданная за компанию со штатом в 13 человек и не зарабатывающую на своем продукте ни цента - сигнал для инвесторов. Это значит, что разработка мобильных приложений имеющих мало-мальские перспективы развития, будет получать щедрое финансирование.
Forbes отобрал 5 самых горячих мобильных приложений, имеющих шанс получить свой миллиард вслед за Instagram:
- тайное место для социопатов Path (2010 год запуска) и одно из самых красивых приложений для смартфонов в мире,
- соцсеть для влюбленных пар Pair (2012),
- «круги» на основе телефонной книжки EveryMe (2012),
- приложение для быстрых знакомств Highlight (2012),
- геолокационный сервис Foursquare (2009).
Среди венчурных инвесторов, по информации Forbes, к покупке доли в Path близок совладелец инвестиционного фонда DST Юрий Мильнер. Отметим, что в конце прошлого года основатель приложения Дейв Морин, отказался продавать свою компанию Google, хотя последняя предлагала $100 млн. Возможно, приложение набивает себе цену, что в свете последних событий, вполне логично.
Руководитель пресс-службы Инвестиционного Холдинга «ФИНАМ» Владислав Исаев рассказал о других мобильных стартапах, набирающих вес в глазах инвесторов:
Инвестиционным компаниям интересны стартапы, которые доказали, свою способность зарабатывать деньги. Конечно, таких мало, да и не всегда эти услуги всех устраивают. Так, например, популярность быстро набрал проект Girlsaroundme – новый формат дейтинга, который компания i-Free запустила на Западе. За время существования приложение установили более 70 тысяч пользователей, после чего оно было удалено из iTunesAppStore, поскольку нарушало частную жизнь пользователей Foursquare.
Несмотря на то, что приложение удалено из iTunesAppStore, возможно появление более консервативного варианта, сращивающего дейтинг и социальные сети, который мгновенно станет популярен.
Кстати, хорошие шансы на лидирующее положение по количеству пользователей – у китайских мобильных приложений, в частности у QZone (ей владеет холдинг Tencent) и SinaWeibo (китайский Твиттер, владелец – SinaCorp.). Однако это не независимые стартапы, а проекты крупных корпораций.
Как отмечают представители холдинга, рынок социальных мобильных приложений развивается с такой скоростью, что инвесторы покупают стартапы по всему миру, вне зависимости от региона их происхождения. В частности сам Фонд прямых инвестиций инвестиционного холдинга «ФИНАМ» приобрел долю в немецкой компании Shape Services, которой принадлежит IM+ (кроссплатформенная программа обмена мгновенными сообщениями для мобильных устройств и кроссплатформенное веб-приложение, поддерживающее протоколы популярных социальных сетей и мессенджеров), сообщил Владислав.
Если забегать вперед, вполне возможно, что этот избыточный энтузиазм (ред. в финансировании мобильных приложений) приведет к буму и перегреву рынка. Однако, это перегрев не на пустом месте. «Мобильный веб», чем дальше, тем больше становится основным полем битвы за пользователя, - считает Максим Спиридонов.