SERM (Search Engine Reputation Management) – управление репутацией в поисковых системах, или попросту комплекс мер, направленный на вытеснение негативных отзывов о компании из результатов поиска и их замена на положительную или нейтральную информацию.
Почему так популярны SERM-услуги?
Интернет-пользователи не привыкли покупать «вслепую», что в очередной раз подтверждает статистика от Bright Local:
- 92% пользователей перед тем, как совершить покупку, читают отзывы о товаре и компании,
- При этом 40% пользователей достаточно прочитать 1-3 отзыва для окончательного решения,
- 44% пользователей доверяют только свежим отзывам, написанным не более месяца назад,
- 68% покупателей заявляют, что положительные отзывы о компании влияют на формирование лояльности к ней,
- Только 13% пользователей будут рассматривать услуги компаний с рейтингом 1-2 звезды.
Роберта Чалдини в своей книге «Психология влияния» заявляет, что 70% потенциальных покупателей действительно просматривают ревью о товарах и услугах перед их покупкой, а 69% – верят отзывам в интернете так же, как рекомендациям друзей.
Известно, что пользователи охотнее делятся негативом, чем положительными эмоциями, а значит, потерять доверие и репутацию в онлайне для компании очень легко:
- Недовольный клиент или даже конкурент пишет недостоверные или негативные отзывы о компании,
- Информация публикуется на популярных сайтах – блогах, форумах, социальных сетях,
- Эти сайты быстро индексируются, хорошо ранжируются и негативная информация быстро выходит в ТОП и занимает всю первую страницу с результатами поиска.
- Пользователи ищут информацию о компании, в итоге находят негатив и уходят к конкурентам.
В каких случаях стоит задуматься о SERM?
Услуги по управлению репутацией в поисковой выдаче пригодятся компании в следующих случаях:
- В сети много негативных отзывов о компании, источником которой могут являться как недовольные клиенты, так и конкуренты.
- Компания запускает новый продукт или услугу. SERM позволяет анализировать обратную связь от пользователей и контролировать выдачу, не позволяя развиваться репутации стихийно и в ненужном русле.
- Компания давно на рынке, но отзывов о ее работе мало. Но это не значит, что пользователи или потенциальные партнеры не будут искать информацию о товарах и услугах, предлагаемых компанией.
Основные этапы SERM-работ
Анализ поисковой выдачи
- Собираются результаты поиска по запросам, содержащим название компании,
- Выявляются негативные отзывы и некорректная информация,
- Анализируются типы площадок, с которыми нужно провести работу.
Разработка стратегии
- Подбирается список запросов, по которым необходимо «изменить» выдачу,
- Составляется список сайтов и медиаплощадок, популярных среди целевой аудитории,
- Подбор страниц с достоверной информацией о компании, которую необходимо донести до потребителя,
- Проработка мероприятий, розыгрышей и прочих активностей, которые вызовут естественную положительную реакцию пользователей и желание рассказать о своем взаимодействии с брендом.
- Формирование стратегии коммуникации и реагирований на некорректные отзывы.
Подготовка контента и реализации стратегии
- Написание PR-статей (новостей, пресс-релизов, имиджевых статей и т.д.), оптимизированных под необходимые поисковые запросы,
- Размещение PR-контента на выбранных тематических площадках,
- Создание или доработка существующих аккаунтов в социальных сетях, их тематическое наполнение,
- Работа с блогами,
- Подготовка и размещение медиаконтента на видеохостингах,
- Подготовка сценариев коммуникаций и реагирований на некорректные отзывы на площадках, которые нерационально вытеснять методами поисковой оптимизации.
Кто занимается управлением репутацией?
SERM-услуги оказывают большинство digital-агентств. Также компания может нанять специалиста в штат, который будет выполнять необходимую работу. Заниматься SERM самостоятельно владельцу компании не рекомендуется – комплекс работ требует хороших знаний и опыта в области SEO, аналитики, контент-маркетинга, кроме того проекту придется уделять много времени и сил.