Андрей Подшибякин

Андрей Подшибякин
генеральный директор Social Insight

10 ошибок молодых агентств

10 ошибок молодых агентств
13 сентября 2012
Подпишитесь на нас в Telegram

За последние недели мне несколько раз приходилось читать патетические заметки (бывших) владельцев агентств, уходящих с рынка. В каждом таком послании свой индивидуальный надрыв и свои обстоятельства, но есть и общая черта: их авторы обвиняют в своем провале всех и все вокруг: тупых клиентов, злонамеренных подрядчиков, купленные на корню тендеры и ленивых сотрудников. Все это, конечно, чистая правда, но есть ощущение, что в провале собственного агентского бизнеса нужно винить только одного человека – самого себя. И для этого есть 10 (на самом деле, конечно, больше) причин.

 1

Первая, она же самая главная ошибка – в принципе решить открывать digital-агентство во второй половине 2012 г. Сейчас для этого самый худший момент: на рынке идут мощные слияния и поглощения, которые будут продолжаться и осенью (недавняя покупка Grape – только вершина айсберга: есть еще несколько завершающихся сделок, о которых я не могу рассказать публично), свободных ниш исчезающе мало, бюджеты крупных клиентов на 2013 г. уже более или менее распределены – короче, новичков почти гарантированно затопчут.

2

Забудьте об остроумном названии агентства. «Очаровашки», «Нео-Конфетки», «Жир здесь» – все это не названия провинциальных КВН-команд, а лишь слегка переиначенные имена действующих digital-агентств. Помимо того, что натужная креативность всегда выглядит жалко, здесь есть еще такой момент: большинство клиентов с большими бюджетами – крайне консервативные организации, которые чисто инстинктивно могут воспротивиться сотрудничеству с молодым агентством «Ад жопа сатана».

3

Вообще, очень опасно считать себя умнее всех – как говорят в таких случаях на юге России, «и поумнее есть, а в тюрьме сидят» (не дай Бог, конечно). Сама по себе идея не стоит ничего и, что важнее, никак не защищена законодательством ни в одной стране мира – очень хорошее представление о том, как это работает, можно получить из фильма Финчера «Социальная сеть». Там, напомним, у двух богатых молодых людей возникла идея, которая уже на тот момент стоила несколько миллиардов долларов, которую они отдали на разработку студенту Цукербергу. И кто теперь помнит этих близнецов? То есть, грубо говоря, ваша идея может в потенциале стоить несколько миллиардов долларов, но реализуют ее почти наверняка совсем другие люди. И деньги заберут тоже они.

4

Первое (естественное, кстати) желание владельцев юного агентства – заниматься всем. Такой настрой подогревается профильными англоязычными ресурсами типа Mashable: там уже второй год пишут, что специализация агентств – устаревшее понятие и что нельзя загонять себя в рамки, допустим, социальных медиа. С одной стороны, это правда. С другой стороны, это правда только в Америке. В российской рыночной ситуации лучше иметь узкую специализацию - например, в области технологий разработки или аналитики. Иначе см. пункт 5.

5

Никогда нельзя демпинговать – всегда найдется ИЧП «СММ и Сыновья», которое собьет вашу цену еще вдвое; в итоге нагонят, конечно, ботов или сделают неработающее приложение, но от вас заказ на тот момент уже точно уйдет. Это означает, правда, что первое время рынок придется убеждать и образовывать – как говорят герои одного мультсериала, «за пятнадцать долларов ничего крутого быть не может». На этом этапе ломаются очень многие.

6

О бюджетах, скажем, Coca-Cola молодое агентство может забыть сразу. Вообще, о больших и быстрых деньгах на этапе старта (и несколько лет после него) лучше не думать – иначе прямая дорога к алкоголизму, безумию и жизни в коробке под Краснохолмским мостом. Также лучше заранее узнать, что такое «кассовый разрыв», и приготовиться к его приходу раз в несколько месяцев. Сюда же, кстати: в этом бизнесе нет общепринятых атрибутов успеха и нет НИ ЕДИНОГО случая, когда молодое агентство выходило на IPO или, скажем, покупалось за (ключевое слово) большие деньги международной сетевой организацией. То есть это очень долгосрочная история, и здесь нужно марафонское дыхание, а не только силы для первого рывка.

7

Очень важно: управляя агентством, нужно быть готовым делать многое руками. То есть придется работать – самому готовить презентации, самому писать тексты, самому обедать (и платить за эти обеды) с не самыми приятными людьми. Почему-то распространенной ошибкой молодых агентств является мнение, что можно нанять дорогих профессионалов, после чего сидеть с макбуком в старбаксе и нажимать лайк. Так не будет: дорогие профессионалы станут рассматривать возможность работы у вас ровно в тот момент, когда перестанут вам быть нужны: то есть, когда о вас узнает рынок и появятся свободные деньги на счете.

8

Оставьте мысль получить какие-то предварительные знания об этом бизнесе. Во-первых, в России этому нигде не учат. Во-вторых, даже если бы учили, ландшафт меняется так быстро, что вчерашние модные технологии (AR, QR-коды, геолокация) сегодня – старперские глупости. Всему придется учиться на ходу, заодно набивая все мыслимые шишки.

9

У вас закончатся деньги. Вас пошлют ваши первые инвесторы. Вы поссоритесь со вторым учредителем. Все это нормально. Единственное, чего в любой из этих ситуаций делать нельзя – соглашаться на странные неписаные конвенции рекламного рынка: что, дескать, все работает на откатах и победители всех тендеров предопределены заранее. Это краткосрочная стратегия, которая, помимо того что незаконна, не приведет ни к чему хорошему. Нужно стиснуть зубы – и см. пункты 4 и 5. Либо (это тоже вариант) просто признать, что не получилось, закрыться и заняться каким-нибудь необременительным стартаперством.

10

И самое важное: это может прозвучать странно, но нельзя затевать новое агентство (и, шире, любое новое дело вообще), не будучи на сто процентов уверенным в успехе. В России принято морщиться по поводу американской национальной концепции positive thinking, но без этого ничего не получится. Как говорил Мохаммед Али, «главное – не сколько человек ты послал в нокаут, а сколько раз ты сам встал после нокдауна». А нокдаунов будет много – это единственное, в чем можно не сомневаться.


Друзья, теперь вы можете поддержать Лайкни https://pay.cloudtips.ru/p/8828f748
Ваши донаты помогут нам и дальше радовать вас полезным контентом.

Нас удобно читать в соцсетях. Подписывайся!

Комментарии

31 комментарий
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт через:
Ребята, не идите в этот бизнес, пожалуйста, нам и так здесь тесно — так и есть :) Для начинающих статья ценная.
Евгений 27.09.2012 02:29
хороший повод  делать не как все и доказать обратное.
Олег Кобызев 20.09.2012 08:00
статья дала только еще больше уверенности, что бизнес этот интересен... А по поводу не заниматься всем - тоже неконкретно как-то... Я изучаю интернет маркетинг в любых его проявлениях. Будь то социальные медиа, будь то контекстная реклама... Везде нужно быть со знаниями...
согласен
Alex 19.09.2012 19:34
Молодое агентство «Ад жопа сатана» - понравилось.
AlexPeg 19.09.2012 06:29
"никто все равно не поверит что деньги можно из воздуха делать" В этом-то и проблема, Александр. Профессионализм и все о чем вы пишете в последнем абзаце - это не "из воздуха". Это довольно напряженный труд. Но тем, кто занят добыванием денег из воздуха, как-то не до этого. ...
aabortsov AlexPeg 19.09.2012 07:00
всем было выгодно надувать пузырь СММ. Все кто мог из него извлекли сколько могли. похоже он лопнул, и теперь нужно быстро перестраиваться на новые рельсы. Раньше важная была скорость, теперь - основательный подход, академичность, профессионализм. Надо уметь меняться.
Ekaterina Lobanova 17.09.2012 06:52
Вы разжалованы из звания капитан-очевидность в младшие сержанты
aabortsov 16.09.2012 06:14
очень даже о чем! но есть несколько НО. Я вот уверен, будь я в Москве в одиночку запустил бы агентство без всяких сложностей. Отжимал бы заказы у крупных корпораторов, а на исполнение набирал бы рабов из регионов - ничего сложного. Отжимать что хочешь и у кого хочешь я умею, так что как раз успешные продавцы могут отлично стартовать, а во ту технарей наоборот шансов почти нет. далее, ну куда вы все лезете на кока-колу и офис в Москве-Сити. Можно легко сидя на пляже...
AlexPeg aabortsov 17.09.2012 09:22
Александр, мне кажется или в последнее время вас слишком много? Не загорается вам спокойно на далеких тайских пляжах... Все уже сто раз слышали, какой вы крутой коммерс, продавец, сммщик и на дуде игрец.
aabortsov AlexPeg 18.09.2012 00:08
Во-первых я не на море живу, что бы не было иллюзий о пляжах с наркотиками и тайскими девушками. Могу жить где захочу, пробовал Стамбул например, все равно не то. Теперь строю планы на Канаду, но это к делу не относится. Во-вторых, то что кто-то там сидит в ненавистном офисе и глотает дым ТТК, это опять же к делу не относится. В-третьих, это же замечательно, и будет еще больше. Как минимум уже издаются две моих постоянные колонки на известных тематических ресурсах. Видимо больше...
Sever 15.09.2012 12:14
Ни о чём.
Katerina Tareeva 14.09.2012 13:11
Очень справедливо не только для digital, и для PR агентств. Подпишусь под каждым словом, а последний пункт - хоть на стенку в рамочку!
Таки, да, статья провоцирует на комменты...
Отличные советы! Еще один из личного опыта: поначалу Вам придется стучаться во все двери, и открытые и закрытые. Пиариться везде, где только можно, тратить огромные деньги на рекламу. Поэтому начните уже сейчас расширять круг знакомых. Качественно и количественно. Никогда не знаешь, откуда придет новый клиент...
aabortsov Оксана Васильева 16.09.2012 06:17
какой пиариться??? я дал ради интереса объявление в фейсбуке на 1000 рублей и получил предоплатой 50 000 от 4 клиентов. на том момент я вообще не знал куда копать, но от денег не отказался, так я стал заниматься SMM)
Pavel 14.09.2012 11:53
еще не было ни одного года, чтобы кто-то не сказал "открывать digital-агентство  - Сейчас для этого самый худший момент" :-))
Михаил 14.09.2012 11:26
Для стартапера бесполезная информация. Для ровно-сидящих - хорошее оправдание.
Nickolay Khromov 14.09.2012 09:12
А вот у нас возникла потребность в услугах подобного агентства и мы выяснили, что все ждут бюджетов кока-колы. Значит чем то живет рынок)
aabortsov Nickolay Khromov 16.09.2012 06:18
Спросите меня, я сам заказы уже не беру  (за.бался как сказалбы Лебедев), но посоветую совсем не гордых региональных исполнителей, на голову выше Московских коллег)
Правда на 100%
Алексей 14.09.2012 08:33
бред
Veshnjakov 14.09.2012 02:32
Спасибо, вдохновляет
Sergey Zhavoronkov 13.09.2012 21:56
Познавательно и правдиво. Твитну, чтобы не потерять!)
Oleg 13.09.2012 15:09
По первому же пункту сразу вопрос — а есть ли вообще сегодня бизнес, где "много свободных ниш"?) В остальном советы для молодых агентств неплохие, особенно п.5 и п.9 :)
Mimimetr 13.09.2012 14:16
Лол! Две телочки замочили Анрюху до состояния когда он вынужден плакать в жилетку публике. Бизнес, Андрюх, он такой. За широкую морду и модную татуху никто ничо не даст.
Правдолюб 13.09.2012 08:26
С самых первых слов и через всю статью насквозь просматривается боязнь конкурентов. Каждый совет буквально внушает "ребята, не идите в этот бизнес, пожалуйста, нам и так здесь тесно"
Роман Воронцов Правдолюб 13.09.2012 11:37
Забавно, у меня вот совершенно противоположное впечатление
Георгий Абдулов Правдолюб 13.09.2012 09:28
с самых первых слов и через весь пост насквозь просматривается желание нагадить в комментариях. каждое слово буквально внушает "ребята, удалите мое сообщение") ну а если по делу, то очень полезная статья
Отличные советы! спасибо, Андрей!

Будь в курсе

Главные новости, кейсы и статьи за месяц – у тебя в почте:

Отправляя форму, вы принимаете условия обработки персональных данных