Андрей Подшибякин

Андрей Подшибякин
генеральный директор Social Insight

10 ошибок молодых агентств

10 ошибок молодых агентств
13 сентября 2012

За последние недели мне несколько раз приходилось читать патетические заметки (бывших) владельцев агентств, уходящих с рынка. В каждом таком послании свой индивидуальный надрыв и свои обстоятельства, но есть и общая черта: их авторы обвиняют в своем провале всех и все вокруг: тупых клиентов, злонамеренных подрядчиков, купленные на корню тендеры и ленивых сотрудников. Все это, конечно, чистая правда, но есть ощущение, что в провале собственного агентского бизнеса нужно винить только одного человека – самого себя. И для этого есть 10 (на самом деле, конечно, больше) причин.

 1

Первая, она же самая главная ошибка – в принципе решить открывать digital-агентство во второй половине 2012 г. Сейчас для этого самый худший момент: на рынке идут мощные слияния и поглощения, которые будут продолжаться и осенью (недавняя покупка Grape – только вершина айсберга: есть еще несколько завершающихся сделок, о которых я не могу рассказать публично), свободных ниш исчезающе мало, бюджеты крупных клиентов на 2013 г. уже более или менее распределены – короче, новичков почти гарантированно затопчут.

2

Забудьте об остроумном названии агентства. «Очаровашки», «Нео-Конфетки», «Жир здесь» – все это не названия провинциальных КВН-команд, а лишь слегка переиначенные имена действующих digital-агентств. Помимо того, что натужная креативность всегда выглядит жалко, здесь есть еще такой момент: большинство клиентов с большими бюджетами – крайне консервативные организации, которые чисто инстинктивно могут воспротивиться сотрудничеству с молодым агентством «Ад жопа сатана».

3

Вообще, очень опасно считать себя умнее всех – как говорят в таких случаях на юге России, «и поумнее есть, а в тюрьме сидят» (не дай Бог, конечно). Сама по себе идея не стоит ничего и, что важнее, никак не защищена законодательством ни в одной стране мира – очень хорошее представление о том, как это работает, можно получить из фильма Финчера «Социальная сеть». Там, напомним, у двух богатых молодых людей возникла идея, которая уже на тот момент стоила несколько миллиардов долларов, которую они отдали на разработку студенту Цукербергу. И кто теперь помнит этих близнецов? То есть, грубо говоря, ваша идея может в потенциале стоить несколько миллиардов долларов, но реализуют ее почти наверняка совсем другие люди. И деньги заберут тоже они.

4

Первое (естественное, кстати) желание владельцев юного агентства – заниматься всем. Такой настрой подогревается профильными англоязычными ресурсами типа Mashable: там уже второй год пишут, что специализация агентств – устаревшее понятие и что нельзя загонять себя в рамки, допустим, социальных медиа. С одной стороны, это правда. С другой стороны, это правда только в Америке. В российской рыночной ситуации лучше иметь узкую специализацию - например, в области технологий разработки или аналитики. Иначе см. пункт 5.

5

Никогда нельзя демпинговать – всегда найдется ИЧП «СММ и Сыновья», которое собьет вашу цену еще вдвое; в итоге нагонят, конечно, ботов или сделают неработающее приложение, но от вас заказ на тот момент уже точно уйдет. Это означает, правда, что первое время рынок придется убеждать и образовывать – как говорят герои одного мультсериала, «за пятнадцать долларов ничего крутого быть не может». На этом этапе ломаются очень многие.

6

О бюджетах, скажем, Coca-Cola молодое агентство может забыть сразу. Вообще, о больших и быстрых деньгах на этапе старта (и несколько лет после него) лучше не думать – иначе прямая дорога к алкоголизму, безумию и жизни в коробке под Краснохолмским мостом. Также лучше заранее узнать, что такое «кассовый разрыв», и приготовиться к его приходу раз в несколько месяцев. Сюда же, кстати: в этом бизнесе нет общепринятых атрибутов успеха и нет НИ ЕДИНОГО случая, когда молодое агентство выходило на IPO или, скажем, покупалось за (ключевое слово) большие деньги международной сетевой организацией. То есть это очень долгосрочная история, и здесь нужно марафонское дыхание, а не только силы для первого рывка.

7

Очень важно: управляя агентством, нужно быть готовым делать многое руками. То есть придется работать – самому готовить презентации, самому писать тексты, самому обедать (и платить за эти обеды) с не самыми приятными людьми. Почему-то распространенной ошибкой молодых агентств является мнение, что можно нанять дорогих профессионалов, после чего сидеть с макбуком в старбаксе и нажимать лайк. Так не будет: дорогие профессионалы станут рассматривать возможность работы у вас ровно в тот момент, когда перестанут вам быть нужны: то есть, когда о вас узнает рынок и появятся свободные деньги на счете.

8

Оставьте мысль получить какие-то предварительные знания об этом бизнесе. Во-первых, в России этому нигде не учат. Во-вторых, даже если бы учили, ландшафт меняется так быстро, что вчерашние модные технологии (AR, QR-коды, геолокация) сегодня – старперские глупости. Всему придется учиться на ходу, заодно набивая все мыслимые шишки.

9

У вас закончатся деньги. Вас пошлют ваши первые инвесторы. Вы поссоритесь со вторым учредителем. Все это нормально. Единственное, чего в любой из этих ситуаций делать нельзя – соглашаться на странные неписаные конвенции рекламного рынка: что, дескать, все работает на откатах и победители всех тендеров предопределены заранее. Это краткосрочная стратегия, которая, помимо того что незаконна, не приведет ни к чему хорошему. Нужно стиснуть зубы – и см. пункты 4 и 5. Либо (это тоже вариант) просто признать, что не получилось, закрыться и заняться каким-нибудь необременительным стартаперством.

10

И самое важное: это может прозвучать странно, но нельзя затевать новое агентство (и, шире, любое новое дело вообще), не будучи на сто процентов уверенным в успехе. В России принято морщиться по поводу американской национальной концепции positive thinking, но без этого ничего не получится. Как говорил Мохаммед Али, «главное – не сколько человек ты послал в нокаут, а сколько раз ты сам встал после нокдауна». А нокдаунов будет много – это единственное, в чем можно не сомневаться.


Рейтинг 5, голосов 7

Комментарии

31 комментарий
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт через:
Или выберите имя:

Используйте для пароля только буквы латинского алфавита и цифры от 0 до 9. Длина пароля должна быть не менее шести символов.

Ребята, не идите в этот бизнес, пожалуйста, нам и так здесь тесно — так и есть :)
Для начинающих статья ценная.
Евгений 27.09.2012 02:29
хороший повод  делать не как все и доказать обратное.

Олег Кобызев 20.09.2012 08:00
статья дала только еще больше уверенности, что бизнес этот интересен... А по поводу не заниматься всем - тоже неконкретно как-то... Я изучаю интернет маркетинг в любых его проявлениях. Будь то социальные медиа, будь то контекстная реклама... Везде нужно быть со знаниями...
согласен
Alex 19.09.2012 19:34
Молодое агентство «Ад жопа сатана» - понравилось.
AlexPeg 19.09.2012 06:29
"никто все равно не поверит что деньги можно из воздуха делать"
В этом-то и проблема, Александр. Профессионализм и все о чем вы пишете в последнем абзаце - это не "из воздуха". Это довольно напряженный труд.
Но тем, кто занят добыванием денег из воздуха, как-то не до этого.

...
aabortsov AlexPeg 19.09.2012 07:00
всем было выгодно надувать пузырь СММ. Все кто мог из него извлекли сколько могли. похоже он лопнул, и теперь нужно быстро перестраиваться на новые рельсы. Раньше важная была скорость, теперь - основательный подход, академичность, профессионализм. Надо уметь меняться.
Ekaterina Lobanova 17.09.2012 06:52
Вы разжалованы из звания капитан-очевидность в младшие сержанты
aabortsov 16.09.2012 06:14
очень даже о чем!

но есть несколько НО. Я вот уверен, будь я в Москве в одиночку запустил бы агентство без всяких сложностей. Отжимал бы заказы у крупных корпораторов, а на исполнение набирал бы рабов из регионов - ничего сложного. Отжимать что хочешь и у кого хочешь я умею, так что как раз успешные продавцы могут отлично стартовать, а во ту технарей наоборот шансов почти нет.

далее, ну куда вы все лезете на кока-колу и офис в Москве-Сити. Можно легко сидя на пляже...
AlexPeg aabortsov 17.09.2012 09:22
Александр, мне кажется или в последнее время вас слишком много?
Не загорается вам спокойно на далеких тайских пляжах... Все уже сто раз слышали, какой вы крутой коммерс, продавец, сммщик и на дуде игрец.
aabortsov AlexPeg 18.09.2012 00:08
Во-первых я не на море живу, что бы не было иллюзий о пляжах с наркотиками и тайскими девушками. Могу жить где захочу, пробовал Стамбул например, все равно не то. Теперь строю планы на Канаду, но это к делу не относится.
Во-вторых, то что кто-то там сидит в ненавистном офисе и глотает дым ТТК, это опять же к делу не относится.
В-третьих, это же замечательно, и будет еще больше. Как минимум уже издаются две моих постоянные колонки на известных тематических ресурсах. Видимо больше...
Sever 15.09.2012 12:14
Ни о чём.
Katerina Tareeva 14.09.2012 13:11
Очень справедливо не только для digital, и для PR агентств. Подпишусь под каждым словом, а последний пункт - хоть на стенку в рамочку!
Таки, да, статья провоцирует на комменты...
Отличные советы!
Еще один из личного опыта: поначалу Вам придется стучаться во все двери, и открытые и закрытые. Пиариться везде, где только можно, тратить огромные деньги на рекламу. Поэтому начните уже сейчас расширять круг знакомых. Качественно и количественно. Никогда не знаешь, откуда придет новый клиент...
aabortsov Оксана Васильева 16.09.2012 06:17
какой пиариться??? я дал ради интереса объявление в фейсбуке на 1000 рублей и получил предоплатой 50 000 от 4 клиентов. на том момент я вообще не знал куда копать, но от денег не отказался, так я стал заниматься SMM)
Pavel 14.09.2012 11:53
еще не было ни одного года, чтобы кто-то не сказал "открывать digital-агентство  - Сейчас для этого самый худший момент" :-))
Михаил 14.09.2012 11:26
Для стартапера бесполезная информация. Для ровно-сидящих - хорошее оправдание.
Nickolay Khromov 14.09.2012 09:12
А вот у нас возникла потребность в услугах подобного агентства и мы выяснили, что все ждут бюджетов кока-колы. Значит чем то живет рынок)
aabortsov Nickolay Khromov 16.09.2012 06:18
Спросите меня, я сам заказы уже не беру  (за.бался как сказалбы Лебедев), но посоветую совсем не гордых региональных исполнителей, на голову выше Московских коллег)
Правда на 100%
Алексей 14.09.2012 08:33
бред
Veshnjakov 14.09.2012 02:32
Спасибо, вдохновляет
Sergey Zhavoronkov 13.09.2012 21:56
Познавательно и правдиво. Твитну, чтобы не потерять!)
Oleg 13.09.2012 15:09
По первому же пункту сразу вопрос — а есть ли вообще сегодня бизнес, где "много свободных ниш"?) В остальном советы для молодых агентств неплохие, особенно п.5 и п.9 :)
Mimimetr 13.09.2012 14:16
Лол! Две телочки замочили Анрюху до состояния когда он вынужден плакать в жилетку публике.
Бизнес, Андрюх, он такой. За широкую морду и модную татуху никто ничо не даст.
Правдолюб 13.09.2012 08:26
С самых первых слов и через всю статью насквозь просматривается боязнь конкурентов. Каждый совет буквально внушает "ребята, не идите в этот бизнес, пожалуйста, нам и так здесь тесно"
Роман Воронцов Правдолюб 13.09.2012 11:37
Забавно, у меня вот совершенно противоположное впечатление
Георгий Абдулов Правдолюб 13.09.2012 09:28
с самых первых слов и через весь пост насквозь просматривается желание нагадить в комментариях. каждое слово буквально внушает "ребята, удалите мое сообщение")

ну а если по делу, то очень полезная статья
Отличные советы! спасибо, Андрей!

Будь в курсе

Главные новости, кейсы и статьи за месяц – у тебя в почте:

Отправляя форму, вы принимаете условия обработки персональных данных