Брейншторминг — с середины XX века основной метод генерации идей. Но так ли он хорош? Вспомните, сколько раз вы участвовали в мозговом штурме, и сколько раз это было полезным? На самом деле, в мире нет ни одного исследования, которое бы подтвердило эффективность этого метода. Мы расскажем о трех способах замены привычного брейншторминга.
У мозгового штурма есть ряд недостатков:
- Риск зацепиться за одну идею и зациклиться на ней;
- Более общительные экстраверты доминируют над интровертами в ходе группового обсуждения;
- Учитывая социальное давление, закрытые люди стесняются высказать оригинальную идею;
- У опытных участников группы может упасть продуктивность при работе с менее опытными коллегами. Этот эффект известен в спорте: если вы тренируетесь с кем-то менее умелым — вы опускаетесь до его уровня, как и ваше мастерство.
Получается, что некоторые люди говорят очень мало, а другие, за счет этого, выдают идеи. В итоге полезный выхлоп от каждого участника брейншторминга может быть слишком низким.
Интроверты креативны
Страх перед коллективным общением на мозговом штурме, способен снизить продуктивность интровертов. Они предпочли бы в одиночестве подумать над решением задачи, не попадая под влияние чужих мыслей и вечно болтающих коллег. Если у вас в коллективе есть интроверты — это повод задуматься, не упускаете ли вы поток горячих идей?
Зачем вообще говорить вслух?
Альтернативу брейнштормингу
Однако, при этом, без коммуникации и координации между людьми, невозможно выстроить успешную командную работу. Нужно сохранять баланс. Рассуждая о генерации идей, Тони задался вопросом: зачем вообще озвучивать мысли вслух? Работу в команде можно построить и другим путем.
Чтобы провести сессию Brainswarming, вам нужна большая стена или доска, а также стикеры или маркеры. На доске рисуется граф.
Исходный граф Brainswarming
- Вверху отмечается цель — это задача, решение которой вы пытаетесь найти;
- Затем пространство делится на две части. Сверху располагаются варианты действий, которыми можно решить задачу. Снизу — ресурсы, которыми вы обладаете;
- Генерируя идеи, все участники молча записывают их на стикеры и помещают к одному из двух блоков. В итоге, «ветви деревьев» должны соединиться и образовать решение.
Соединение идей между собой
Почему это работает?
Можно сказать, что Brainswarming — это переработанный и улучшенный метод мозгового штурма, который лишен его основных недостатков.
- Из-за того, что пространство разделено на две зоны, люди могут концентрированно работать в любой из них. Кому-то проще решать проблему сверху, более глобально, а кому-то легче сфокусироваться на уже имеющихся ресурсах;
- Так как работа происходит в тишине, Brainswarming дает людям высказаться независимо от их психологии;
- Индивидуальная работа объединяется с командной;
- Структура графов позволяет строить идеи на идеях других людей;
- Нет четких временных рамок, никто не закрывает группу людей в кабинете, заставляя решать проблему на ходу — идеям можно дать время созреть.
Чтобы сделать Brainswarming еще эффективнее, используйте большие маркеры, стикеры и доски. Причем не только реальные, но и электронные. Например,
100 идей за полчаса
Еще один метод генерации идей в 60-х разработал немецкий профессор Бернд Рорбах. Он называется
Участники получают листы бумаги для записи идей. За первые пять минут, каждый должен молча придумать и записать по три идеи для решения задачи. Затем листы переходят из одних рук в другие. Участники могут поступить с листами следующим образом:
- использовать ранее записанные идеи как основу для новой идеи;
- попытаться развить идеи других участников;
- передать карточку следующему.
Схема проведения Brainwriting 6-3-5
Всего таких пятиминутных сессий шесть. В итоге за полчаса вы получаете 108 идей. Для удобства используйте таблицы, чтобы было проще структурировать информацию.
Пиши и голосуй
Методом
- У каждого участника есть десять минут, чтобы молча записать как можно больше идей;
- После чего, за две минуты нужно выбрать пару тех, которые понравились участнику больше всего;
- Эти идеи записываются на доске, а в конце участники голосуют за лучшие.
Схема метода Note and Vote
Люди и их идеи — всегда были тем, что движет бизнес вперед. Используя только лишь классический мозговой штурм, можно упустить массу решений, о которых вы, возможно, даже не подозревали. Дав людям равную возможность высказывать свои мысли, вы не только сгенерируете множество идей, но и шире раскроете креативный потенциал вашей команды.