Foursquare начинал свое существование именно как ресурс, позволяющий чекиниться в разных локациях, и завлекал пользователей игровыми механиками. Через три года, в 2012, он заявил о добавлении функционала рекомендаций – это было логичным шагом, учитывая, что даже самым активным путешественникам начали приедаться однообразные действия. Кроме того, рекомендации позволили сервису привлекать ту аудиторию, которая была не совсем заинтересована в чекинах, зато находилась в постоянном поиске мест для модного перекуса или успешного шоппинга.
внешний вид Swarm, анонсированный компанией
К настоящему времени аудитория соцсети достигла 50 миллионов пользователей, а функционалом для бизнеса воспользовались более 1,7 миллиона компаний. Количество чекинов в Foursquare превысило 6 миллиардов, то есть на каждого пользователя приходится, в среднем, по 120 чекинов.
По количеству пользователей соцсеть до сих пор тянет в лучшем случае на младшего братишку Facebook, основной ее капитал – это рекомендации и чекины, накопленные за счет активности пользователей. При этом, по словам самих создателей приложения, Foursquare ради рекомендаций используют лишь 50% от общей аудитории сети.
И в условиях сравнительно небольшого количества пользователей и еще более небольшой доли тех, кому действительно нужен второй Yelp, Foursquare решает разделиться на два сервиса. «Чекинщиков» выгоняют на только готовящийся к запуску Swarm, а бренд Foursquare с лета этого года будет работать только как сервис с оценками, рекомендациями и советами экспертов. Мало того, что решение весьма спорное с точки зрения реакции аудитории – так еще и конкуренты не дремлют. Foursquare как сервис рекомендаций будет соревноваться с уже упомянутым Yelp, самым солидным ресурсом такого толка, и его аналогами. А Swarm с его чекинами вполне могут догнать соц.сети, поголовно внедряющие сервисы геолокации.
Российский аналог Foursquare – сервис AlterGeo – разделился по такому же принципу еще в 2012 году. Данных о последствиях такого решения пока нет – компания предпочитает хранить молчание.
Еще одно спорное решение о разделении функций между разными сервисами принял недавно Facebook. Марк Цукерберг заявил, что чат теперь переедет в фирменный мессенджер социальной сети. Намерения Facebook тут очевидны – это агрессивный пиар мессенджера, а отделение функции чата позволит немного разгрузить забитую под завязку функционалом соцсеть. Однако со стороны пользователей это интернет-насилие уже вызвало мощный поток ненависти, который может отрицательно сказаться на росте числа пользователей Facebook.
Можно ли считать дробление социальных сетей новым трендом? Или руководство Foursquare реализует свою детскую мечту о сервисе рекомендаций, а Facebook просто решает поставленную задачу, пусть и жесткими методами? Ясно одно – эти изменения существенно изменят работу SMM-специалистов с Foursquare: теперь сложнее будет реализовывать программы лояльности через чекины, а бизнес, и раньше прохладно относившийся к неформатной социальной сети, теперь может и вовсе от нее отвернуться.
Однако в самой компании обещают, что разделение пойдет пользователям только на пользу.
С тех пор, как мы анонсировали выход Swarm — мы получили сотни тысяч заявок от наших пользователей на регистрацию в приложении, когда оно будет запущено (спасибо!). Новый Swarm был создан как веселый и быстрый способ держать руку на пульсе и встречаться с вашими друзьями», — отмечает Foursquare в своем блоге.
Из интересных новинок Swarm пока анонсированы занятные заметки, которые сервис будет публиковать для пользователя, изучая его перемещения: к примеру, «Вы уже четыре недели подряд посещаете тренажерный зал» или «Это ваша первая за три месяца встреча с Михаилом». Приложение также сохранит остатки игровой механики – за полученные баллы пользователь сможет получать новые стикеры, отражающие его настроение или род занятий в данный момент.
Екатерина Скобицкая,
специалист по интернет-маркетингу, Группы компаний ARTW