Вдохновение – довольно размытое понятие. Работает ли «вдохновение» в маркетинге, где его искать и как быть профессионалом, который способен придумать креатив для любого клиента? Ответами делится Антон Удодов, руководитель агентства KURAGA.
Вдохновение оставьте поэтам
Вдохновение – это нечто эфемерное. Его надо ждать, его можно и не найти, да и приходит оно «сутки через трое». Маркетолог должен развивать насмотренность. Она может проявляться абсолютно везде: посмотреть фильм, увидеть чужую рекламу на улице, выглянуть в окно и стать свидетелем происшествия, поднять голову в метро. А еще вы можете постоянно видеть одних и тех же людей в своем ЖК и подмечать их привычки, листать ленту в Instagram… Здесь важно то, как маркетолог будет применять всю полученную информацию: если ты классный специалист, то в твоей голове постоянно (даже в нерабочее время) вертятся проекты, цели, мысли.
Маркетолог всегда способен применить полученную информацию в конкретном проекте. Именно так и рождаются креативные концепции. Мы видим какой-то инфоповод, накладываем его на реалии проекта, добавляем сюда тренды или любую другую актуальную ситуацию в конкретной сфере и получаем внутри своей головы классную идею для коллаборации.
Информация всегда вокруг нас, важно только уметь ее сохранять в своей голове и применять. Поэтому на вопрос «где искать вдохновение?» ответ будет: «Везде». Важно научиться впитывать и перерабатывать всю информацию вокруг и постоянно быть втянутым в жизнь.
А теперь поделюсь ТОП-5 самых эффективных ресурсов, которые помогают нашей команде постоянно генерировать идеи.
Кино
Тут важно сказать, что любой фильм, даже очередные «Елки», могут натолкнуть вас на какую-то идею или продемонстрировать инсайт из жизни вашей ЦА. Однако сильнее всего помогают фильмы из области маркетинга, бизнеса и креативных сфер. Вот наша мини-подборка.
1. Величайший фильм из всех когда-либо проданных (2011 год)
Документальный фильм, который можно использовать как руководство к действию. Да, он уже немного устаревший, и показанные в нем рекламные приемы нельзя четко скопировать. Но напитаться идеями, энтузиазмом и подходу к работе можно однозначно.
2. Плутовство (1997 год)
Самая непредсказуемая работа в диджитале – это PR. Может ли быть что-то еще сложнее? О да, PR в политике – GR. Фильм демонстрирует реальный кейс: как можно отвлекать и перенаправлять внимание общественности перед выборами. Чему учит? Тому, что пользователи (живые люди) готовы поверить во что угодно. Главное преподнести это красиво, продуманно и с серьезными лицами.
3. Generation П (2011 год)
Конечно в подборке должно быть что-то наше, родное. Тут и рынок более знакомый, и поведение пользователя предсказуемое. Отличная иллюстрация того, какое влияние имеют СМИ, и как они рождают новых идолов.
4. Столетие личности (2002 год)
Если вы любите говорить «оговорочка по Фрейду», то срочно закрывайте все задачи и бегите смотреть этот документальный сериал от BBC. Здесь рассматривается теория Зигмунда Фрейда о подсознательных процессах относительно рекламы. Хотите знать, о чем думает ваш пользователь? Сериал поможет.
5. Основатель (2016 год)
Заказываем двойной чизбургер с колой и смотрим историю самого знаменитого бизнесмена нашего времени – основателя McDonald’s. Вдохновляет? ДА! Заставляет начать смотреть на вещи с другой стороны? ОДНОЗНАЧНО. Дает мотивационный пинок? ДА, но сначала доешьте чизбургер, а потом уже работайте.
Подкасты
Любимый формат миллениалов – подкасты. Можно слушать, пока стоишь в пробке на Садовом или гуляешь с корги по Покровскому бульвару. Подкасты – довольно быстрый контент, который в ненавязчивой форме способен познакомить с опытом других людей. Немного фаворитов агентства.
1. Вика Бизнес Чика
Серия интервью с женщинами-предпринимательницами, которые делятся своим опытом, тонкостями начала бизнеса, провалами, историями любви и, конечно, сложностями, с которыми они сталкиваются.
2. Продажные блогеры
Подкаст, в котором обсуждаются горячие темы из мира блогеров, рекламы и интернета изнутри. Хотели инсайтов? Они здесь есть.
3. Интернет-маркетинг SDK
Автор делится реальными кейсами и опытом разных игроков рынка рекламы. Выпуски выходят в двух форматах: полезные наблюдения о маркетинге и интервью с предпринимателями и маркетологами.
4. Продуктивный роман
Подкаст о компаниях, которые делают IT-продукты. О том, как разбираться в интернет-бизнесе и выстраивать внутри него работающие маркетинговые решения.
5. Богема и Маркетинг
PR-специалист приглашает на интервью классных профессионалов из сферы маркетинга, современных бизнесменов и просто других приятных подкастеров. Выпусков накопилось уже очень много, поэтому можно слушать все предстоящие майские каникулы.
Telegram-каналы
Как только Telegram сделал возможность сортировать чаты по папкам, стало проще жить и прятать не личное и не рабочее в отдельную структуру. Именно там у меня обычно лежат каналы про «профессиональное». Конечно делюсь, скрывать нечего.
1. Setters
Канал одновременно и новостник в диджитал-мире, и инструкция для разных специалистов (от стратегов до дизайнеров), и просто приятное чтиво.
2. Заварили бизнес
Это практически онлайн-сериал в мире Telegram-каналов. Создательница делится своим опытом в реальном времени: еще год назад она открывала кофейню, потом перепрофилировала ее в онлайн-магазин, а сейчас и вовсе делает студию подкастов. Интересно следить за историей и подглядывать какие-то моменты для себя.
3. Good Morning, Karl
В первую очередь, это канал для всех, кто работает с визуальной составляющей. Но и для маркетологов – самое оно. Где вы еще узнаете, какой инфлюенсер попал на обложку русского Playboy (ага, он еще выходит), или как Ugg смогли вырваться из оков зимней обуви и сделали классные сандалии.
4. Polina was online
Канал с яркими кейсами из мира рекламы, который больше всего нравится за авторских взгляд и возможность порассуждать.
5. Паша и его прокрастинация
Помимо прекрасного чек-листа «как научиться писать», можно найти много реально практичных советов по очистке текстов от опечаток, а также секреты грамотной обратной связи и вообще примеры хорошей текстовой рекламы. Нам нравится.
Психология
Просто наблюдать за людьми на улице – это уже кладезь информации. Возможно, это ваша целевая аудитория или просто прототип будущего лица для Telegram-бота. Поэтому, находясь в обществе, обращайте внимание на эмоции людей, темы их разговоров. Нет, это не считается за подслушивание. Ощущения, степень вовлеченности в беседы, что этих людей конкретно бесит, а что вызывает восторг.
Наблюдать можно и офлайн (в метро, в лифте, на кассе в «Азбуке вкуса») и онлайн (как люди показывают себя в Stories и какие записи репостят к себе на страницу). Поведение – разное, но любое его проявление полезно для вас, как для профессионала.
Чужие кейсы
Если просто наблюдать за «всем подряд» наскучило, то можно напитаться удачными кейсами. У разных премий в области рекламы есть архивы кейсов: Golden Drum, Red Apple, D&AD, WOW Awards. Сайты можно изучать месяцами и буквально перенимать сработавшие приемы, идеи и форматы.
Будьте всегда внутри контекста и, пожалуйста, чаще общайтесь с людьми. Какой бы ни был у вас бизнес, конечный потребитель – всегда живой человек. Проводите время с друзьями, участвуйте в профессиональных конференциях, создавайте видео-звонки с командой и просто разговаривайте. В этом главный секрет вдохновения.