24 и 25 июня в Пулковском парке в Санкт-Петербурге собралось 30 тысяч зрителей на фестивале Geek Picnic. Седьмой по счету Geek Picnic в этом году был посвящен «Играм разума». По традиции фестиваль был разбит на несколько зон: — науки, технологий, искусства и, собственно, зону пикника (фудкорт) — каждая из них предлагала отдельный лекторий, выставку и интерактивные развлечения. Более 50 экспертов выступили с лекциями, но в этом материале мы не будем о них — расскажем только о том, что происходило на некоторых стендах.
Наука и технологии
Нейронет
Проект «Нейронет» развивается на базе агентства стратегических инициатив (Москва). Внутри структуры параллельно существуют несколько небольших компаний и некоммерческих комьюнити, которые базируются в разных точках. Сообщества (проектные и творческие команды, технологические компании и университеты, исследовательские центры и деловые объединения) сотрудничают с научно-исследовательскими институтами и профессорами, которые изучают поверхность мозга и работают с нейросетями.
Нейронетворкинг и «Мафия» в энцефалографе
На Geek Picnic одна из команд презентовала только зарождающееся направление — нейронетворкинг. Чтобы сразу войти в курс дела, посетителям предлагалось поиграть в «Мафию» в нейрошлеме. На эти игры тоже надо было записываться, желающих было много.
Правила ничем не отличались от обычной «Мафии», но вот носимые девайсы открывали игру с новой неожиданной стороны. Интерфейсы «Москомпьютер» собирали электрическую активность мозга и с помощью специального алгоритма отображали в виде смайликов эмоциональное состояние игроков на экране. В очень многих случаях мафию выдавал эмодзи на мониторе — но в первый раз нужно было еще понять, какой именно смайлик говорит о том, что человек всех нагло обманывает.
«Мозг так или иначе выдает электрические импульсы. Мы их собираем, обрабатываем по алгоритму и достаем из них интересную информацию. Про игру в покер в нейрошлемах тоже думали. Кроме того, с помощью нейроинтерфейсов можно управлять устройствами силой мысли и использовать их мощности в психологии. Но это не полиграф, а определение эмоций, и вопрос здесь не в обмане кого-то, а в обмане себя.
На нашей практике было много примеров, когда человек рассказывал нам о своих целях или проблемах. Потом мы смотрели на график и наблюдали неоднозначные показатели, которые совпадали с определенными моментами в повествовании. Оказывалось, что эти места — отложенные или незакрытые цели. Мы предлагали «копнуть» в их направлении — вероятнее всего эти моменты до сих пор имеют большой отклик и скорее всего обладают потенциалом для творческой и/или профессиональной реализации человека», — говорит представитель «Нейронета» Василий.
Нейромаркетинг
У представительства «Нейронета» есть ряд крупных реализованных проектов в нейромаркетинге.
В большинстве случаев с помощью ЭЭГ (электроэнцефалографа) тестируются видеоролики — именно этот формат позволяет работать в динамике — видео ведь имеет продолжительность и его фрагменты разные по эмоциональной нагрузке. Кроме того, есть ряд кейсов по тестированию упаковки. В планах — instore-исследования (исследования внутри магазинов). Но в этом случае задача усложняется: помимо ЭЭГ потребуется носимое eye-tracking-оборудование — специальные очки, которые одновременно и просто снимают, и записывают то, куда смотрит человек. Это позволит проводить исследования по самым «горячим» полкам магазинов.
Как проходит ЭЭГ-исследование видеорекламы?
Ролики показывают фокус-группе и с помощью нейроинтерфейсов замеряют эмоции респондентов. По результатам эксперимента можно установить, на каких моментах люди теряют эмоциональную вовлеченность и какие фрагменты однозначно негативно влияют на весь ролик в целом. Обычно всегда есть места, которые хорошо работают — их надо оставлять. Есть места, которые действуют неоднозначно: при их просмотре аудитория теряет вовлеченность и фрагменты рекомендуется переработать. Обычно исследование и рекомендации, сформулированные на его основе, позволяют улучшить эффективность любого рекламного материала на 10-30%.
Спрос на исследования с помощью нейроинтерфейсов растет. Сегодня всё больше крупных компании используют при тестировании рекламы технологии нейромаркетинга, но по словам представителей стендистов «Пикника», мало кто в этом признается — обычно портфолио исследователям приходится держать под NDA. На самом же деле рынок в России весьма большой, а реализованные проекты нигде не публикуются.
Единственный публичный проект «Нейронета» — конгрессный ролик для правительства Москвы. Вот такие интересные моменты удалось увидеть в ходе исследования:
- Неоднозначный момент: в одном из микросюжетов рассказывалось про технологические возможности Москвы и инновационную политику. Разные представители целевой аудитории восприняли фрагмент по-разному. Дело в том, что тип изображения не соответствовал закадровому тексту: там, где говорилось о уже реализованных проектах, почему-то показывались 3D-рендеры. Эпизод в итоге был переработан.
- В фрагменте, посвященном технополисам, показывались скучные картинки зданий — аудитории же абсолютно не была важна техническая составляющая, её интересовала концептуальная. По этому фрагменту исследователи наблюдали однозначно негативную картину. В результате изображения заменили на реальные, живые, и эффективность ролика повысилась.
- Когда по сюжету в кадре появлялся мэр Москвы, аудитория напрочь теряла интерес к ролику. Но убрать эту часть было нельзя — поэтому были даны рекомендации по изменению подачи фрагмента. Реализовано не было.
«Любой маркетолог занимается тем, что увеличивает эффективность рекламы. Нейромаркетинг — инструмент очень эффективный, но он эволюционный. Он позволяет взять имеющийся материал и сделать его лучше, но не исправить полностью. С помощью исследований и зная, что работает, а что нет, можно эволюционно улучшить любой материал», — говорит представитель «Нейронета» Кирилл.
Как это устроено?
Эмоции представителей фокус-групп сравниваются с эмоциями, которые хранятся в специальных электронных библиотеках. «Нейронет» работает со швейцарской библиотекой эмоций «Гейп» — она считается самой культурно независимой, потому как её база данных с записанными эмоциями справедлива как для России, так и, например, для Италии.
Эмоции участников фокус-групп сравниваются с эталонными эмоциями из таких библиотек. По каждому изображению в базе есть усредненные данные по тем эмоциям, которые они вызывают. Данные моделируются по двум параметрам: позитив/негатив и сила эмоции. Так нейромаркетолог назовет и грусть, и досаду, и огорчение «слабой/сильной негативной эмоцией» — без конкретики по характеристике. В такой парадигме работают методология и технология нейромаркетинга — именно так эмоции можно считывать и дальше с ними работать.
Как эмоции записываются и попадают в такие библиотеки?
Тут используются уже другие библиотеки — affective images — наборы изображений, которые подбираются психологами. В картотеке иногда можно обнаружить не самые приятные фото — например, можно наткнуться на фотографию с покалеченными мертвыми животными. Дело в том, что исследование требует наличия в библиотеке всех оттенков эмоций, в том числе шоковых. После того как исследователи понимают, какую эмоцию у респондентов вызывает та или иная картинка, строится математическая модель.
Компания «Астрономикон»
Лаборатория «Астрономикон» занимается разработкой сверхмалых космических аппаратов (наноспутников). Наноспутники модульные и представляют собой кубики 10x10 сантиметров, которые, как конструктор, собираются в цельный объект.
На стенде представлено несколько макетов аппаратов, а также большой аппарат в разрезе. Изучив макет, можно узнать:
- как выглядят разные бортовые подсистемы;
- как собираются платы;
- как устанавливаются различные антеннофидерные устройства (используются для передачи сигналов);
- как различной конфигурации устанавливаются солнечные панели;
- собирается другая радиоэлектронная аппаратура.
Просветительская деятельность — важная, но не единственная цель, которую преследует «Астрономикон» на Geek Picnic. Компания хочет найти потенциальных партнеров (университеты, предприятия), получить обратную связь по разработкам. Общение с профессионалами и людьми из смежных отраслей иногда могут натолкнуть на нестандартные бизнес-идеи.
Представитель компании Денис рассказывает: «Космические технологии сегодня, к сожалению, развиваются совсем не теми темпами, как скажем компьютерные науки. И это проблема нас сильно касается. Если вы попросите человека представить спутник, то он скорее всего представит объект размером с легковой автомобиль, в то время как современный спутник может поместиться на ладони, выполняя тот же самый функционал: связь, навигация, эксперименты.»
А зачем вообще нужны наноспутники?
- Для связи и навигации.
- Для тестирования новых решений и идей.
Любой идеи в космонавтике нужно пройти целый цикл испытаний. Для того, чтобы быть уверенным в том, что дорогой спутник справится с задачей, сначала запускают миниатюрный аналог. Так, средняя стоимость настоящего большого спутника сегодня составляет 3,3 млрд. рублей. Теперь все понятно.
Именно благодаря наноспутникам мы можем наслаждаться высокоскоростным интернетом, ГЛОНАССом — идеи были изначально отработаны на подобных миниатюрных аппаратах.
Где работать с наноспутниками?
Данные с наноспутников могут приниматься в любом месте. Ради эксперимента, станцию можно развернуть даже на крыше обычного дома. Серьезные эксперименты делаются на крышах офисных зданий. Там устанавливается приемо-передающее оборудование, которое собирает научные данные. Далее данные сбрасываются в облако в интернет, чтобы к ним получили доступ исследователи.
Кто работает с наноспутниками «Астрономикона»?
Основная часть клиентов — госзаказчики и военные. Кроме того, компания работает с Политехническим университетом (СПб), Ижевским радиозаводом, крупными коммерческими холдингами, институтом космических исследований РАН.
AVT&Co — производитель станций для электромобилей
Первый серийный электромобиль Nissan Leaf появился в 2011 году. На Geek Picnic в качестве образца была припаркована модель второго поколения 2013 года выпуска.
Производитель зарядных станций для электромобилей рассказал, что существует три способа пополнить запас энергии:
- От обычной розетки — процесс до результата займет где-то 8 часов.
- От специальной станции, которую можно найти в городе — зарядка займет около 1,5 часов.
- От станции быстрой зарядки — это всего 20 минут.
В первых двух случаях в Nissan Leaf используется обычный разъем, в последнем — разъем для скоростной зарядки. В комплекте к автомобилю идет специальный переходник.
В электромобиле предусмотрено два разъема: для обычной и скоростной зарядки
Какой бы способ не был выбран, заряда хватит на 150 км. Если ездить в черте города либо выезжать не очень далеко за его пределы — этого вполне достаточно, чтобы энергии хватило. Для 90% водителей — 150 км — абсолютно допустимое расстояние, в пределах которого можно не беспокоиться о ресурсе.
Переход на электродвигатели в России крайне медленный, здесь наша страна в разы отстает от Европы. В то время как на всей территории России насчитывается всего лишь 1200 электромобилей, в Европе один только Nissan Leaf в 2016 г. был продан в количестве 233 507 единиц (данные на июль 2016 г.).
Причина столь сильного разрыва на поверхности: Европа обладает необходимой инфраструктурой и льготной стимуляцией (бесплатные пункты зарядки, отсутствие дорожного налога, бесплатная или со скидкой парковка и так далее.). В России же инфраструктура только начинает создаваться. Совершаются первые шаги.
В начале лета 2017 г. в Петербурге Россеть построила 12 станций зарядок, а компания AVT&Cо подарила городу ещё три собственные. Последняя совсем недавно была презентована на территории крытого паркинга в ТРЦ «Питерлэнд».
3D-принтер от компании «3D-Фантастика»
3D-принтеры — уже лет десять завсегдатаи всех технологических выставок и тусовок. Но что сделать для того, чтобы удивить посетителей, для которых устройство — уже давно не чудо техники? Компания «3D Фантастика» заставила свой 3D-принтер печатать вверх ногами. Едва ли у этой фишки есть практическое применение, но зато необычно. Да, 3D-принтеры могут и так.
Дракон был распечатан вверх лапами
Как связаны 3D-принтеры и дроны?
Клиенты компании «3D-Фантастика» — по большей части проектные организации, у которых есть потребность в изготовлении 3D-макетов и прототипов. В первую очередь это промышленные компании. Архитектурные мастерские и бюро — уже потом. Но это не всё.
За примерами некоторых (потенциальных) клиентов из других отраслей далеко ходить не надо — достаточно оглядеться по сторонам. Возьмем дронов, которые все выходные «бились» друг с другом в небе Пулковского парка. По сути дрон — это летающий робот.
Например, мы хотим спроектировать и заставить летать свой собственный дрон. Для этого нам понадобится управляющая плата и вентилятор. Когда собрали всю электрику, нужно поместить её в какой-то корпус. Желательно, чтобы этот корпус был лёгким, прочный, а в случае катастрофы — не сломался при падении. Так вот, детали дрона очень удобно печатать из податливого пластикового провода — это существенно облегчает вес конструкции. Моделируем корпус на компьютере, отправляем на печать, изготавливаем, проверяем, если нужно — вносим изменения — и готово. Займет не более вечера, включая время на саму печать.
Или еще один пример с «Пикника» — на соседний с «3D-Фантастикой» стенд компания приехала с протезом руки, который они используют в образовательных целях. 3D-печать — самый простой и дешевый способ изготовления протезов и макетов для будущих медиков и физиологов. При этом изделия получаются максимально натуралистичными.
Что еще интересного?
3D-принтеры бывают самовоспроизводящимися. Так, принтер размером с холодильник может напечатать свои собственные детали или детали для принтера поменьше.
Вот с такими сложными по геометрии композициями справляется даже самый обычный принтер. Миньона раскрасили уже потом.
Московский Технологический Институт «Нейроэлемент»
«Нейроэлемент» приехал на Geek Picnic c нейрошлемом и простенькой компьютерной нейроигрой: посетителям стенда предлагалось толкнуть кубик силой мысли.
Что надо было сделать:
- Надеть нейрошлем и позволить ему записать электроэнцефалограмму мозга в спокойном состоянии. Для этого — расслабиться и ни о чем не думать.
- Позволить нейрошлему записать сигналы мозга в состоянии активности. Для этого посмотреть на кубик нужно было уже в состоянии концентрации и попытаться мысленно толкнуть объект вперед. Кубик не поддавался и не должен был поддаваться — записывалась вторая модель.
- На третьем этапе кубиком можно было уже манипулировать, расслабляясь и концентрируясь. Он то отдалялся, то приближался — в зависимости от интенсивности мозговой деятельности.
Игра «Нейроэлемента» ориентирована на страршеклассников, которых институт стремиться увлечь наукой и приглашает в свою школу нейротехнологий.
Вообще нейрошлемы интереснее раскрывают себя в более сложных вещах. Например, шлем можно использовать в компьютерных играх, чтобы управлять персонажем силой мысли.
Продолжение следует!
Во второй части обзора мы расскажем о VR, технологических клубах и стартапах.