Войти при помощи:
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
лайкни нас в социальных сетях
Сегодня 26 лайков
216 066
Всего лайков на сайте

Geek Picnic 2017: репортаж с выставки технологий

28 июня 2017, 16:02 | 

Об авторе
Яна Лаврова
Яна Лаврова
специалист по коммуникациям checkboxes.ru
24 и 25 июня в Пулковском парке в Санкт-Петербурге собралось 30 тысяч зрителей на фестивале Geek Picnic. Седьмой по счету Geek Picnic в этом году был посвящен «Играм разума». По традиции фестиваль был разбит на несколько зон: — науки, технологий, искусства и, собственно, зону пикника (фудкорт) — каждая из них предлагала отдельный лекторий, выставку и интерактивные развлечения. Более 50 экспертов выступили с лекциями, но в этом материале мы не будем о них — расскажем только о том, что происходило на некоторых стендах.

 Наука и технологии

Нейронет

Проект «Нейронет» развивается на базе агентства стратегических инициатив (Москва). Внутри структуры параллельно существуют несколько небольших компаний и некоммерческих комьюнити, которые базируются в разных точках. Сообщества (проектные и творческие команды, технологические компании и университеты, исследовательские центры и деловые объединения) сотрудничают с научно-исследовательскими институтами и профессорами, которые изучают поверхность мозга и работают с нейросетями.

Нейронетворкинг и «Мафия» в энцефалографе

На Geek Picnic одна из команд презентовала только зарождающееся направление — нейронетворкинг. Чтобы сразу войти в курс дела, посетителям предлагалось поиграть в «Мафию» в нейрошлеме. На эти игры тоже надо было записываться, желающих было много.

Правила ничем не отличались от обычной «Мафии», но вот носимые девайсы открывали игру с новой неожиданной стороны. Интерфейсы «Москомпьютер» собирали электрическую активность мозга и с помощью специального алгоритма отображали в виде смайликов эмоциональное состояние игроков на экране. В очень многих случаях мафию выдавал эмодзи на мониторе — но в первый раз нужно было еще понять, какой именно смайлик говорит о том, что человек всех нагло обманывает.

«Мозг так или иначе выдает электрические импульсы. Мы их собираем, обрабатываем по алгоритму и достаем из них интересную информацию. Про игру в покер в нейрошлемах тоже думали. Кроме того, с помощью нейроинтерфейсов можно управлять устройствами силой мысли и использовать их мощности в психологии. Но это не полиграф, а определение эмоций, и вопрос здесь не в обмане кого-то, а в обмане себя.

На нашей практике было много примеров, когда человек рассказывал нам о своих целях или проблемах. Потом мы смотрели на график и наблюдали неоднозначные показатели, которые совпадали с определенными моментами в повествовании. Оказывалось, что эти места — отложенные или незакрытые цели. Мы предлагали «копнуть» в их направлении — вероятнее всего эти моменты до сих пор имеют большой отклик и скорее всего обладают потенциалом для творческой и/или профессиональной реализации человека», — говорит представитель «Нейронета» Василий.

geek_1.png

Нейромаркетинг

У представительства «Нейронета» есть ряд крупных реализованных проектов в нейромаркетинге.

В большинстве случаев с помощью ЭЭГ (электроэнцефалографа) тестируются видеоролики — именно этот формат позволяет работать в динамике — видео ведь имеет продолжительность и его фрагменты разные по эмоциональной нагрузке. Кроме того, есть ряд кейсов по тестированию упаковки. В планах — instore-исследования (исследования внутри магазинов). Но в этом случае задача усложняется: помимо ЭЭГ потребуется носимое eye-tracking-оборудование — специальные очки, которые одновременно и просто снимают, и записывают то, куда смотрит человек. Это позволит проводить исследования по самым «горячим» полкам магазинов.

Как проходит ЭЭГ-исследование видеорекламы?

Ролики показывают фокус-группе и с помощью нейроинтерфейсов замеряют эмоции респондентов. По результатам эксперимента можно установить, на каких моментах люди теряют эмоциональную вовлеченность и какие фрагменты однозначно негативно влияют на весь ролик в целом. Обычно всегда есть места, которые хорошо работают — их надо оставлять. Есть места, которые действуют неоднозначно: при их просмотре аудитория теряет вовлеченность и фрагменты рекомендуется переработать. Обычно исследование и рекомендации, сформулированные на его основе, позволяют улучшить эффективность любого рекламного материала на 10-30%.

Спрос на исследования с помощью нейроинтерфейсов растет. Сегодня всё больше крупных компании используют при тестировании рекламы технологии нейромаркетинга, но по словам представителей стендистов «Пикника», мало кто в этом признается — обычно портфолио исследователям приходится держать под NDA. На самом же деле рынок в России весьма большой, а реализованные проекты нигде не публикуются.

Единственный публичный проект «Нейронета» — конгрессный ролик для правительства Москвы. Вот такие интересные моменты удалось увидеть в ходе исследования:

  • Неоднозначный момент: в одном из микросюжетов рассказывалось про технологические возможности Москвы и инновационную политику. Разные представители целевой аудитории восприняли фрагмент по-разному. Дело в том, что тип изображения не соответствовал закадровому тексту: там, где говорилось о уже реализованных проектах, почему-то показывались 3D-рендеры. Эпизод в итоге был переработан.
  • В фрагменте, посвященном технополисам, показывались скучные картинки зданий — аудитории же абсолютно не была важна техническая составляющая, её интересовала концептуальная. По этому фрагменту исследователи наблюдали однозначно негативную картину. В результате изображения заменили на реальные, живые, и эффективность ролика повысилась.
  • Когда по сюжету в кадре появлялся мэр Москвы, аудитория напрочь теряла интерес к ролику. Но убрать эту часть было нельзя — поэтому были даны рекомендации по изменению подачи фрагмента. Реализовано не было.

«Любой маркетолог занимается тем, что увеличивает эффективность рекламы. Нейромаркетинг — инструмент очень эффективный, но он эволюционный. Он позволяет взять имеющийся материал и сделать его лучше, но не исправить полностью. С помощью исследований и зная, что работает, а что нет, можно эволюционно улучшить любой материал», говорит представитель «Нейронета» Кирилл.

Как это устроено?

Эмоции представителей фокус-групп сравниваются с эмоциями, которые хранятся в специальных электронных библиотеках. «Нейронет» работает со швейцарской библиотекой эмоций «Гейп» — она считается самой культурно независимой, потому как её база данных с записанными эмоциями справедлива как для России, так и, например, для Италии.

Эмоции участников фокус-групп сравниваются с эталонными эмоциями из таких библиотек. По каждому изображению в базе есть усредненные данные по тем эмоциям, которые они вызывают. Данные моделируются по двум параметрам: позитив/негатив и сила эмоции. Так нейромаркетолог назовет и грусть, и досаду, и огорчение «слабой/сильной негативной эмоцией» — без конкретики по характеристике. В такой парадигме работают методология и технология нейромаркетинга — именно так эмоции можно считывать и дальше с ними работать.

Как эмоции записываются и попадают в такие библиотеки?

Тут используются уже другие библиотеки — affective images — наборы изображений, которые подбираются психологами. В картотеке иногда можно обнаружить не самые приятные фото — например, можно наткнуться на фотографию с покалеченными мертвыми животными. Дело в том, что исследование требует наличия в библиотеке всех оттенков эмоций, в том числе шоковых. После того как исследователи понимают, какую эмоцию у респондентов вызывает та или иная картинка, строится математическая модель.

Компания «Астрономикон»

Лаборатория «Астрономикон» занимается разработкой сверхмалых космических аппаратов (наноспутников). Наноспутники модульные и представляют собой кубики 10x10 сантиметров, которые, как конструктор, собираются в цельный объект.

На стенде представлено несколько макетов аппаратов, а также большой аппарат в разрезе. Изучив макет, можно узнать:

  • как выглядят разные бортовые подсистемы;
  • как собираются платы;
  • как устанавливаются различные антеннофидерные устройства (используются для передачи сигналов);
  • как различной конфигурации устанавливаются солнечные панели;
  • собирается другая радиоэлектронная аппаратура.

geek_2.png

Просветительская деятельность — важная, но не единственная цель, которую преследует «Астрономикон» на Geek Picnic. Компания хочет найти потенциальных партнеров (университеты, предприятия), получить обратную связь по разработкам. Общение с профессионалами и людьми из смежных отраслей иногда могут натолкнуть на нестандартные бизнес-идеи.

Представитель компании Денис рассказывает: «Космические технологии сегодня, к сожалению, развиваются совсем не теми темпами, как скажем компьютерные науки. И это проблема нас сильно касается. Если вы попросите человека представить спутник, то он скорее всего представит объект размером с легковой автомобиль, в то время как современный спутник может поместиться на ладони, выполняя тот же самый функционал: связь, навигация, эксперименты.»

А зачем вообще нужны наноспутники?

  • Для связи и навигации.
  • Для тестирования новых решений и идей.

Любой идеи в космонавтике нужно пройти целый цикл испытаний. Для того, чтобы быть уверенным в том, что дорогой спутник справится с задачей, сначала запускают миниатюрный аналог. Так, средняя стоимость настоящего большого спутника сегодня составляет 3,3 млрд. рублей. Теперь все понятно.

Именно благодаря наноспутникам мы можем наслаждаться высокоскоростным интернетом, ГЛОНАССом — идеи были изначально отработаны на подобных миниатюрных аппаратах.

geek_3.png

Где работать с наноспутниками?

Данные с наноспутников могут приниматься в любом месте. Ради эксперимента, станцию можно развернуть даже на крыше обычного дома. Серьезные эксперименты делаются на крышах офисных зданий. Там устанавливается приемо-передающее оборудование, которое собирает научные данные. Далее данные сбрасываются в облако в интернет, чтобы к ним получили доступ исследователи.

Кто работает с наноспутниками «Астрономикона»?

Основная часть клиентов — госзаказчики и военные. Кроме того, компания работает с Политехническим университетом (СПб), Ижевским радиозаводом, крупными коммерческими холдингами, институтом космических исследований РАН.

AVT&Co — производитель станций для электромобилей

Первый серийный электромобиль Nissan Leaf появился в 2011 году. На Geek Picnic в качестве образца была припаркована модель второго поколения 2013 года выпуска.

Производитель зарядных станций для электромобилей рассказал, что существует три способа пополнить запас энергии:

  1. От обычной розетки — процесс до результата займет где-то 8 часов.
  2. От специальной станции, которую можно найти в городе — зарядка займет около 1,5 часов.
  3. От станции быстрой зарядки — это всего 20 минут.

В первых двух случаях в Nissan Leaf используется обычный разъем, в последнем — разъем для скоростной зарядки. В комплекте к автомобилю идет специальный переходник.

geek_4.png

В электромобиле предусмотрено два разъема: для обычной и скоростной зарядки

Какой бы способ не был выбран, заряда хватит на 150 км. Если ездить в черте города либо выезжать не очень далеко за его пределы — этого вполне достаточно, чтобы энергии хватило. Для 90% водителей — 150 км — абсолютно допустимое расстояние, в пределах которого можно не беспокоиться о ресурсе.

Переход на электродвигатели в России крайне медленный, здесь наша страна в разы отстает от Европы. В то время как на всей территории России насчитывается всего лишь 1200 электромобилей, в Европе один только Nissan Leaf в 2016 г. был продан в количестве 233 507 единиц (данные на июль 2016 г.).

Причина столь сильного разрыва на поверхности: Европа обладает необходимой инфраструктурой и льготной стимуляцией (бесплатные пункты зарядки, отсутствие дорожного налога, бесплатная или со скидкой парковка и так далее.). В России же инфраструктура только начинает создаваться. Совершаются первые шаги.

В начале лета 2017 г. в Петербурге Россеть построила 12 станций зарядок, а компания AVT&Cо подарила городу ещё три собственные. Последняя совсем недавно была презентована на территории крытого паркинга в ТРЦ «Питерлэнд».

3D-принтер от компании «3D-Фантастика»

3D-принтеры — уже лет десять завсегдатаи всех технологических выставок и тусовок. Но что сделать для того, чтобы удивить посетителей, для которых устройство — уже давно не чудо техники? Компания «3D Фантастика» заставила свой 3D-принтер печатать вверх ногами. Едва ли у этой фишки есть практическое применение, но зато необычно. Да, 3D-принтеры могут и так.

geek_5.png

Дракон был распечатан вверх лапами

Как связаны 3D-принтеры и дроны?

Клиенты компании «3D-Фантастика» — по большей части проектные организации, у которых есть потребность в изготовлении 3D-макетов и прототипов. В первую очередь это промышленные компании. Архитектурные мастерские и бюро — уже потом. Но это не всё.

За примерами некоторых (потенциальных) клиентов из других отраслей далеко ходить не надо — достаточно оглядеться по сторонам. Возьмем дронов, которые все выходные «бились» друг с другом в небе Пулковского парка. По сути дрон — это летающий робот.

Например, мы хотим спроектировать и заставить летать свой собственный дрон. Для этого нам понадобится управляющая плата и вентилятор. Когда собрали всю электрику, нужно поместить её в какой-то корпус. Желательно, чтобы этот корпус был лёгким, прочный, а в случае катастрофы — не сломался при падении. Так вот, детали дрона очень удобно печатать из податливого пластикового провода — это существенно облегчает вес конструкции. Моделируем корпус на компьютере, отправляем на печать, изготавливаем, проверяем, если нужно — вносим изменения — и готово. Займет не более вечера, включая время на саму печать.

Или еще один пример с «Пикника» — на соседний с «3D-Фантастикой» стенд компания приехала с протезом руки, который они используют в образовательных целях. 3D-печать — самый простой и дешевый способ изготовления протезов и макетов для будущих медиков и физиологов. При этом изделия получаются максимально натуралистичными.

Что еще интересного?

3D-принтеры бывают самовоспроизводящимися. Так, принтер размером с холодильник может напечатать свои собственные детали или детали для принтера поменьше.

geek_6.png

Вот с такими сложными по геометрии композициями справляется даже самый обычный принтер. Миньона раскрасили уже потом.

Московский Технологический Институт «Нейроэлемент»

«Нейроэлемент» приехал на Geek Picnic c нейрошлемом и простенькой компьютерной нейроигрой: посетителям стенда предлагалось толкнуть кубик силой мысли.

Что надо было сделать:

  1. Надеть нейрошлем и позволить ему записать электроэнцефалограмму мозга в спокойном состоянии. Для этого — расслабиться и ни о чем не думать.
  2. Позволить нейрошлему записать сигналы мозга в состоянии активности. Для этого посмотреть на кубик нужно было уже в состоянии концентрации и попытаться мысленно толкнуть объект вперед. Кубик не поддавался и не должен был поддаваться — записывалась вторая модель.
  3. На третьем этапе кубиком можно было уже манипулировать, расслабляясь и концентрируясь. Он то отдалялся, то приближался — в зависимости от интенсивности мозговой деятельности.

Игра «Нейроэлемента» ориентирована на страршеклассников, которых институт стремиться увлечь наукой и приглашает в свою школу нейротехнологий.

Вообще нейрошлемы интереснее раскрывают себя в более сложных вещах. Например, шлем можно использовать в компьютерных играх, чтобы управлять персонажем силой мысли.

Продолжение следует!

Во второй части обзора мы расскажем о VR, технологических клубах и стартапах.


Тэги: Geek Picnic, VR
Читайте нас в Telegram - digital_bar
Комментарии
0 комментариев
Новые 
Новые
Лучшие
Старые
Сообщество
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Отправить отзыв
ПОПУЛЯРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ НА ЛАЙКНИ
ВКонтакте рассказал, что случилось с музыкой в соцсети
Алекс - Ох у уж эта цензура zolalex2011@yahoo_com вместо подчеркивания точка
Спасибо, что живой: как написать интересный пост для SMM
Анна Шумилкина
3
комментария
0
читателей
Полный профиль
Анна Шумилкина - Ох, я не учла, что здесь нельзя оставлять ссылки. Давайте найдемся в соцсетях, и я отвечу на ваш вопрос.
4 причины, почему аналитика не нужна вашему бизнесу
Михаил Кирилин
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Михаил Кирилин - Соглашусь с вашим комментарием - сравнение очень показательное. На самом деле, планируем серию материалов о работе нашего отдела аналитики, в которых будем более детально углубляться в процессы и компетенции.
Пользователи ВК потеряли возможность слушать музыку в старых приложениях соцсети
Александр Петровский
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Александр Петровский - Зачем пользоваться официальными приложениями? Пользуйтесь Kate Mobile например
Кейс: Мой «первый раз» в SMM: этапы, инструменты, статистика, итоги
Мария Фомина - Спасибо, Александр! По поводу совершенно другого вида деятельности есть очень много историй успеха, например, на хабре есть интересная статья от хирурга, который в свои 40 вдруг решил стать программистом. И, судя по его словам, действительно смог :) Поэтому еще раз убеждаюсь - все зависит только от нашего желания. Удачи вам!
25 Telegram-каналов по SEO и SMM
Kamila Melnikova
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Kamila Melnikova - @mastersmmru
Компания в соцсетях есть, а толку нет? Проверьте себя на возможные ошибки
Геннадий Кожемякин
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Геннадий Кожемякин - Вопросы поставлены правильно, но ответы вялые
Музыка во ВКонтакте: бесплатно только 30 минут в сутки
Мария - Как ни странно, посещаемость не изменилась.
Facebook завысил данные прогноза по числу пользователей в разных странах
Sergei Krolikov
2
комментария
0
читателей
Полный профиль
Sergei Krolikov -
Практическое руководство для сержантов digital-агентств: 14 правил
Ivan Tyuhov
1
комментарий
0
читателей
Полный профиль
Ivan Tyuhov - Спасибо!
ТОП КОММЕНТАТОРОВ
Комментариев
152
Комментариев
139
Комментариев
126
Комментариев
109
Комментариев
88
Комментариев
67
Комментариев
64
Комментариев
60
Комментариев
60
Комментариев
52
Комментариев
45
Комментариев
41
Комментариев
40
Комментариев
39
Комментариев
38
Комментариев
32
Комментариев
25
Комментариев
23
Комментариев
19
Комментариев
19
Комментариев
18
Комментариев
18
Комментариев
18
Комментариев
17
Комментариев
17

Отправьте отзыв!
Facebook
ВКонтакте
Партнеры проекта [Уи лав ю соу мач!]
Наверх