Продолжаем наш рассказ о том, как прошел Geek Picnic 2017. Напомним, фестиваль состоялся 24 и 25 июня в Пулковском парке в Санкт-Петербурге. Седьмой по счету Geek Picnic собрал 30 тысяч зрителей и был посвящен «Играм разума».
В первой части мы рассказали про проекты, представленные в зонах «Наука» и «Технологии». В этой статье расскажем о VR, технологических клубах, стартапах и многом другом. Поехали!
1. VR
«Аватарика»
«Аватарика» — новый проект от создателей квестов в реальности Lostroom.
У «Аватарики» и «Лострума» много общего. Оба проекта игровые и оба про «выбраться из комнаты». «Лострум» — из импровизированной в реальности, «Аватарика» — из виртуальной.
«Аватарика» продает лицензии на VR-контент в российских и европейских городах. Чтобы открыть игровую зону и начать зарабатывать, франчайзи нужно приобрести пакет из 15-20 лицензий. До Петербурга проект пока не дошел и локаций с виртуальными квестами ещё нет. Протестировать идею можно было на Geek Picnic. В зоне VR играли в «Космос» — одну из трех итр библиотеки «Аватарики». Новые игры в разработке.
Проект «Виртуальность»
В пространстве VR-зоны Geek Picnic сидели люди в шлемах и совершали странные движения руками и корпусом. Поворачиваясь друг к другу, они взаимодействовали в невидимом для посетителей мире. Квест довольно интересный и сплочающий.
По сценарию, четыре участника находятся в одной комнате, но друг друга не видят. На четверых — одно общее задание, у каждого — своя частичка пазла и индивидуальные подсказки. Чтобы выиграть, нужно общаться, делиться наблюдениями и помогать друг другу проходить задания. Если кто-то из членов команды задачу проваливает, на этапе застревают все.
Сканеры при помощи датчика считывают движения рук. Это позволяет участникам игры взаимодействовать с предметами пространства.
На «Пикнике» квест пользовался огромной популярностью: команды записывались на игру за несколько часов вперед. Тех же, кто не успел на тест-драйв, «Виртуальность» приглашает в локацию, которая скоро откроется в Петербурге в районе метро Чернышевская. Точка будет работать по франшизе московских разработчиков. Поиграть можно будет уже не в 20-минутном демо-режиме, а в полноценном часовом.
Эмпир VR
«Эмпир VR» — выставка о мире VR, которой пока ещё нет. Проект хочет собрать в одном пространстве лучшие технологии, контент и оборудование и ищет инвестиции на Boomstarter. В обмен на пожертвование предлагается 30-минутный доступ к библиотеке. Представленный там контент затрагивает все области, в которых сегодня применяются технологии виртуальной реальности: от астрономии и анатомии до архитектуры и дизайна. При этом «Эмпир VR» преследует не только развлекательные, но и образовательные цели.
На Geek Picnic на стенде «Эмпир VR» предлагалось порисовать в виртуальном пространстве.
Запуск выставки в Петербурге запланирован на август 2017 года. На данный момент проект собрал около полумиллиона рублей. Посетители смогут исследовать внутреннее строение организмов, моделировать трехмерные объекты и взаимодействовать с ним, гулять по самым красивым музеям мира.
2. Технологические клубы
Клуб HackSpace
HackSpace СПб — сеть городских площадок любительской электроники, робототехники, 3D-моделирования, приборостроения и биотехнологий. Их посещают студенты, аспиранты и люди, уже закончившие университет.
Формат community любителей науки и техники очень распространен по всему миру, и HackSpace стал одним из первых подобных клубов в России. Молодые любители научного знания и практики объединяются в проекты по направлениям, чтобы обмениваться опытом и обучать друг друга.
В этом году на Geek Picnic приехали представители двух направлений: микробиологии и DIY-Bio.
Микробиология
Объект демонстрации этой секции — амплификатор — прибор, с помощью которого можно протестировать ДНК человека на наличие генов, посмотреть, есть ли генные отклонения. Он используется при выявлении наследственных признаков, родственных связей, генетических заболеваний и в криминалистике.
После включения прибора в него помещается ёмкости с реактивами и прообразом молекулы ДНК. Прибор в течение нескольких циклов нагревает и охлаждает пробирки с растворами до трех разных температур. Сопоставление данных по итогам эксперимента позволяет микробиологам сделать необходимые выводы.
DIY-Bio (Do It Yourself Biology)
Концепция DIY-Bio заключается в том, что биотехнологии могут быть доступны каждому. Ребята, которые посещают секцию, выделяют, модифицируют и клонируют ДНК не в лабораторных, а «кухонных» условиях. Для этого правда нужна целая линейка оборудования. Чтобы сэкономить, его собирают из дешевых покупных и самостоятельно изготовленных компонентов.
Одна из первых задач, которая предлагается новичку, — модифицировать бактерию с помощью плазмиды. Плазмида — это готовый закольцованный элемент ДНК, который создаются в специальных лабораториях. После определенных операций его вносят в подготовленную среду, где находятся бактерии. Плазмиды, подобно вирусу, проникают внутрь клетки и встраиваются в нужный фрагмент. Например, с помощью плазмиды бактерии можно поменять ДНК: была бактерия несветящаяся, стала светящаяся.
В планах секции DIY-Bio — проводить более солидные опыты с более высшими микроорганизмами.
Проекты ИТМО
В четвертый раз университет ИТМО присоединился к крупнейшему технологическому фестивалю лета и организовал большую интерактивно-познавательную зону. На входе на площадку посетители могли бесплатно попробовать инновационное мороженое, рецептура которого была создана в вузе. Было много другого интересного.
Модель умного дома (клуб «Олимп»)
Дом умный, потому что реагирует на изменения в окружающей среде. При задымлении включается датчик дыма, который в свою очередь запускает световое и звуковое оповещение. Данные с датчиков температуры и влажности идут на дисплей. Микрофон реагирует на громкие звуки, а вентилятор — на температуру: чем теплее, тем быстрее он вращается.
Создатель умного дома Виктор буквально полгода назад ничего не смыслил ни в электронике, ни в робототехнике. Похожую разработку он увидел на одной из конференций, вдохновился и решил записаться в мастерскую «Олимп». Там он научился программировать на языке С, работать с электричеством, датчиками, Arduino (микроконтроллером — маленьким компьютером, который отправляет данные туда, куда нужно :) Всего лишь за один семестр он не только приобрел навыки приборостроения и программирования, но и создал своих первых роботов и этот умный дом.
VR-велосипед
Аспирант ИТМО катался по парку 300-летия на велосипеде и снимал 360-градусное видео. По итогам прогулки был создан VR-контент. В эти выходные кататься по парку 300-летия можно было и в Пулковском парке.
Машина с электродвигателем и Bluetooth (клуб «Олимп»)
Управлять автомобилем с электродвигателем можно с телефона по Bluetooth . В основе технологии — уже упомянутый Arduino в 2 Кб оперативной памяти, в который загружена микропрограмма на языке С.
3D-сканер (клуб «Олимп»)
Про 3D-принтер на Geek Picnic мы уже рассказывали. А что если у нас противоположная задача: есть не смоделированный на компьютере, а реалистичный объект, и нам нужно его не распечатать, а поместить в виртуальную среду. С задачей справится 3D-сканер. За идеальной листвой и травой не придется обращаться к иллюстраторам — достаточно отсканировать настоящие. Создавать видеоигры и VR-контент, которые сложно отличить от реальности, со сканером еще проще.
Чтобы продемонстрировать работу прибора, студенты ИТМО сканируют лица посетителей. Объемная 3D-модель лица буквально через 20 секунд появляется на мониторе. Вот так вот, например, можно создать свой уникальный аватар и отправиться в виртуальный бой.
Мультиагентная система
Лаборатория на базе кафедры безопасности информационных технологий ИТМО занимается не только безопасностью IT, но и мультиагентными системами.
По сути, мультиагентная система — всё, что есть в этом мире, всё что можно представить в виде набора элементов, которые как-то взаимодействуют.
Аспиранты разработали концепцию по обеспечению автомобильного движения на базе автономных (беспилотных) автомобилей, которые взаимодействуют друг с другом и определяют оптимальные маршруты. Автомобили и автомобильное движение — один из частных случаев мультиагентной системы.
Реализация концепции в реальной жизни невозможна, потому что реальный мир — открытая система, в которую попадает главный нарушитель — человек. Он не будет придерживаться тех правил, которых придерживается автомобиль. Кроме того, количество машин на трассах и их маршруты сложно оценить. Но если мы говорим о закрытых системах типа складов и цехов — модель, по словам создателей проекта, вполне рабочая.
3. Стартапы
BoxGlass
Доступный инструмент для погружения в VR может стоить всего 500 рублей. Создатели Box Glass доказали, что для просмотра и взаимодействия с несложным VR-контентом можно обойтись очками, сделанными из картона.
За основу предприниматели из Ижевска взяли картонную конструкцию Google Cardboard и немного модернизировали ее. Конечно, как и Google Cardboard, Box Glass не может являться самостоятельным VR-устройством — для проецирования изображения понадобится смартфон с собственным бесплатным приложением Box Glass либо VR-контент других производителей.
Устройство собирается самостоятельно всего за несколько минут, после чего в отсек помещается смартфон, экран которого выполняет функцию дисплея. Поддерживаются модели смартфонов разных операционных систем и с экранами разных диагоналей.
BoxGlass очень популярны из-за своей элементарности и доступной цены. Некоторые довольно крупные компании заказывают картонные конструкторы оптом для презентаций своих продуктов. Среди клиентов — агентство «Мобаил Эдженси», которое работало с Ford. BoxGlass получила заказ на брендирование 4 000 очков, когда Ford презентовала новую модель Fiesta и с помощью агентства запустило кампанию с мобильным приложением. В нем водитель мог протестировать автомобиль в VR-поездке по Барселоне, Парижу или Риму. Всем, кто прошел тест-драйв нового Ford в Москве, Санкт-Петербурге или Казани, Ford бесплатно раздавал картонные очки.
4000 VR-очков BoxGlass поставила для «Яндекса», когда компания проводила презентацию своего нового сервиса в сфере телефонии. Ещё 2000 очков заказал Burger King — в Казахстане сеть фаст-фуда вкладывала VR-очки в детское меню, предлагая маленьким гостям путешествовать по миру с помощью приложения.
Покупали очки Mail.Ru Group и даже российское подраздедение Google. Были заказы и от клиентов меньшего масштаба, например, партию картонных девайсов приобрел один из застройщиков, чтобы демонстрировать планировки в виртуальной реальности.
Это всё цветочки
«Подарочный» проект от художника-иллюстратора. Ребята продают дизайнерские открытки, из которых в течение трех-четырех месяцев чудесным образом прорастают, а потом распускаются цветы. Растения можно потом пересадить в горшок или клумбу. Стоимость открытки с сюрпризом — 200 рублей.
Приложение Animo
Кормушки для животных с автотаймингом существуют давно. Но у них есть ключевой недостаток — неуправляемость. Покидая дом, владелец кошки или собаки никогда не может быть уверен в том, что животное в нужное время съело строго дозволенную порцию корма. Устройство Animo решает проблему. Хозяин устанавливает, в какое время и каким количеством корма покормить питомца, при желании может управлять этим процессом удаленно при помощи мобильного приложения.
Над проектом Animo работает целая команда: программист, конструктор, промышленный дизайнер, mobile-разработчик и директор по развитию. До финальной версии правда проект еще не доведен, но на умную кормушку уже много предзаказов.
Кошачий корм на выставке заменил M&Ms
4. Ещё проекты, представленные на Geek Picnic
«Рубанков нет» — сеть магазинов в Санкт-Петербурге и Москве, в которой представлен столярный инструмент: электролобзики, рубанки, пилы, стамески. А еще это школа столярного и резницкого дела, музей старинного инструмента и собственный фестиваль. На Geek Picnic ребята показывали, как работать с инструментом и какие красивые деревянные изделия можно сделать своими руками.
iPort предлагал пройти квест и выиграть iPhone 7. Одно из заданий — преобразить себя с помощью iPad Pro. Участников фотографировали, загружали их фото в приложение Adobe Illustrator и предлагали улучшить себя до уровня супергероя. На примере задания iPort демонстрировал преимущества iPad Pro. По словам представителей реселлера Apple, планшет хорошо слушается и хорош как для любителей, так и профессиональных художников, все линии рисуются очень удобно.
Проект «Парад Планет»
Проект «Парад Планет» совместно с Федерацией космонавтики проводили квест по солнечной системе. Всего было девять станций, посвященных девяти планетам солнечной системы и Луне. На станции приходили команды с маршрутными листами.
По легенде на станции, посвященной Урану, однажды случился катаклизм: в неё врезался астероид, да так, что ось наклонилась. Чтобы прожить все это на своём опыте, участникам квеста предлагалось шариком попасть в другой шарик, сымитировав столкновение. :-)
Surprise Me — онлайн-квесты в реальности
Ещё один живой квест предлагал проект Surprise Me. Нужно было скачать мобильное приложение и решать на территории Пулковского парка задачи, которые по порядку выводились на экран. Каждой задаче соответствовала маленькая реальная локация. Тот, кто справлялся с заданием, получал бесплатный интерактивный квест-маршрут по интересным местам Петербурга.
Зона с old-school играми и компьютерной техникой
Ну тут всё просто: можно было поиграть в любимого Prince of Persia на стареньком Маке. И не только.
Зона с технологическим артом
Движение, символизм, красота, свет, звуки.
Стенд лектория Александрийской библиотеки
Здесь говорили о гуманитарных профессиях будущего. По мнению представителей библиотеки, до 2020 года появится профессия тренера по майнд-фитнесу, арт-оценщика, дизайнера эмоций, корпоративного антрополога и IT-проповедника (разве еще нет?). Посетителям предлагалось попробовать себя в одной или нескольких профессиях. Например, в задачу арт-оценщика входило отличать на фотографиях объекты искусства от объектов, которые таковыми не являются. Тренер по майнд-фитнесу должен был сначала продемонстрировать профпригодность и нарисовать за минуту минимум 6 кругов и квадратов одновременно обеими руками.
Зона от Мегафона
Мегафон был генеральным спонсором Geek Picniс. Абонентам — скидки на билеты, приоритетный вход, первые места в лекториях и подарки в зоне «карьера», возможность выиграть в научно-технологическом «Поле чудес» скидки на связь. За качество приема на территории парка дополнительно отвечала мобильная базовая станция.
И еще:
- Бои роботов (в том числе со стиральными машинами).
- Бои дронов (кажется, нон-стоп).
- Комиксы и косплей.
- Телескопы
- Хедлайнер — британский ученый Ричард Докинз, написавший «Бог как иллюзия» и двухчасовые очереди за автографом.
- Богослов Андрей Кураев с выступлением на тему «Ричард Докинз как иллюзия».
- Огромный мемокуб, на котором изображены самые популярные мемы.
- Научно-технический рэп и другая музыка на главной сцене.
- Тесла Шоу: молнии, разряды, вспышки в руках их укротителей в завершении каждого вечера.
- Это точно не все, но иначе эта статья никогда не кончится.
Заключительная мысль
«Автоматизация и роботы скоро заменят человека», — говорят нам повсюду. Сел аккумулятор, и VR-шлем отказался работать на нас после получаса в очереди. Не очень новый ноутбук — и у лектора зависает презентация, а у другого — отключается экран, потому что кто-то из зрителей наступил на провод. Пока на фестивалях по технологиям (как и любых других массовых мероприятиях) случаются технические накладки, хочется верить, что все же времена, когда роботы заменят человека, наступят не так быстро, как грозятся наступить. :-)