SMM – не самое простое ответвление в маркетинге, которое многим почему-то кажется предельно простым. Ну а что тут уметь – постить фото в Instagram и отвечать на сообщения в Direct? Именно из-за такого неправильного представления о профессии работодатель может получать сотни странных резюме от кандидатов, которые не понимают, насколько большая задача стоит перед SMM-специалистом на самом деле. Да и, буду честен, по резюме сложно понять, насколько сильный специалист перед вами, потому что здесь важны не только скиллы, но и личные навыки.
Я, Антон Удодов, руковожу digital-агентством KURAGA и имею свой «специальный» список навыков и критериев идеального SMM-менеджера. Делюсь с вами, отрывая от сердца.
Профессиональные навыки
Что должен уметь делать SMM специалист:
- Знать базу маркетинга
Именно с маркетинга должны начинаться социальные сети, именно книжки по маркетингу нужно читать и именно маркетинговые цели поддерживаются качественным ведением социальных сетей.
- Планировать
- Выполнять и ставить задачи
Согласовывать макеты для таргета, придумывать скрипты для модератора, брифовать фотографа на съемку, пушить дизайнера и не забывать о текущих задачах. Придется одновременно орудовать разными инструментами (от «Trello» до «Post my post») и постоянно придумывать, как это все оптимизировать.
- Анализировать
Дружить с Google Analytics – это святое правило каждого SMM-менеджера. Помимо этого придется высчитывать, какой была статистика заходов, сколько людей узнало о бренде и конкретном продукте, сколько упоминаний получилось в каждом конкретном периоде. И это только начало.
- Креативить
Придумывать конкурсы, розыгрыши, полностью менять концепции, запускать активности и всегда думать нестандартно. Для этого надо много вдохновения и упорства.
- Быть в теме!
- Трендвотчить
Какое приложение поможет сделать фото «как на полароиде», как самому сделать продающие Stories и какой инфоповод сейчас реально подействует на зумеров? Широкий опыт позволяет четко и точно использовать набор разных инструментов для достижения коммуникационных целей. А постоянное отслеживание трендов помогает не отставать от мира.
Личные качества
В процессе собеседования важно понять, на одной ли вы вообще волне с кандидатом? Вам с ним работать долго и продуктивно. Вы можете ему доверять? Вы хотите делать так, как он скажет? Он вообще попадает в настроение вашего коллектива? Если да, то смотрите на следующие качества, которые скорее относятся к модным и важным софт-скиллам.
- Любопытство
Важно, чтобы SMM-менеджер любил шерстить разные ресурсы (англоязычные, кстати, тоже) и первым находить тренды или идеи. Он должен уметь перерабатывать эту информацию и предлагать вам новые решения.
- Желание учиться
Сертификаты о пройденных курсах – это огромный плюс. SMM-менеджер должен постоянно хотеть узнавать новое и учиться чему-то интересному. Его отрасль меняется постоянно, поэтому важно за ней успевать.
- Командность
SMM-менеджер работает с вашим бизнесом. Ему надо знать, почему повар решил добавить в «Цезарь» не креветки, а тунца. И зачем официанты носят именно черные рубашки. Ответы ему придется искать в личном общении. Более того, это общение он и должен инициировать. Убедитесь, что ваш кандидат хочет идти на контакт и умеет найти общий язык с разными участниками процесса.
- Легкость
Каким бы сложным и серьезным не являлся ваш бренд, SMM-менеджер должен уметь донести информацию легко и доступно. Попробуйте пошутить на собеседовании и понять, насколько легкий и идущий на контакт человек сидит перед вами.
- Адаптация под изменения
Вчера еще постили в IGTV а сегодня уже, наконец, и до России дошла функция Reels. Специалист должен быть способен не просто отследить, но и применить новинки к вашему продукту. Или убедить вас, что вашему бизнесу это точно не надо.
- Инициативность
- Острота ума и юмор
На что смотреть в кейсах
Во-первых, на цифры и на логику мыслей. Если SMM-менеджер просто пишет «управлял аккаунтом со 100 тысячами подписчиков», вам это ничего не скажет. Какой прирост был в аккаунте в период работы этого специалиста? Какими методами добились прироста? Какие инструменты использовали? Как продвигали и к чему пришли?
Во-вторых, на сами аккаунты. Да, ноготочки по акции – это супер, но, скорее всего, все посты там были однообразные, а вся работа сводилась к записи клиентов на услуги.
В-третьих, на спектр клиентов. Вас должен насторожить сильный разброс: от булочной до производителя пеноблоков. Это конечно дает безграничный опыт, но как его применять дальше? Возможно, специалист ищет себя и ваше место работы для него будет такой же очередной точкой.