За годы работы в сфере управления репутацией, пожалуй, самым частым вопросом, из тех, что мне задавали, был «Как отличить заказной отзыв от реального?» В ходе данной статьи я дам однозначный ответ на этот вопрос.
Как распознать заказуху?
Не перестаю удивляться тому, что каждый раз, когда поднимается тема отзывов, поблизости встает вопрос о распознании заказного отзыва. Холивары на эту тему всегда ведутся с особой активностью, развивая ветку обсуждений, но четкого и ясного ответа на поставленный вопрос среди них не найти.
Давайте разберем по пунктам, на что обращать свое внимание во время просмотра карточки бренда на сайте-отзовике:
- «Компания была замечена в публикации заказных отзывов»
Подобную плашку можно заметить на площадке Otzovik, если компания неоднократно была замечена в публикации заказного контента. Еще бывают случаи, когда подобного уведомления нет, но при этом опубликовать отзыв без фото к отзыву невозможно – это так называемый фильтр, который также применяется к карточкам компаний, которые нарушали правила ресурса.
- Большой поток положительных отзывов
Обратите свое внимание на то, сколько в день, в среднем, на карточку пишется отзывов. Если замечаем ненормированный объем позитива в день, то это – явная заказуха. Однако стоит учитывать уровень узнаваемости и обсуждаемости конкретного бренда и прочие факторы, по типу действующих промоакций в момент мониторинга.
- Профиль автора
На большинстве сайтов-отзовиков можно открыть профиль автора, оставившего отзыв. Первым делом смотрим на дату регистрации аккаунта, если аккаунт зарегистрирован день в день с публикацией отзыва – явный признак заказухи. Далее стоит посмотреть, на какие карточки еще оставляли отзывы с этого аккаунта, видим много спорных объектов или ненормированную активность профиля – скорее всего, перед вами юзер фриланс-биржи, следовательно, отзыв заказной.
- Тексты отзывов
Вчитываясь в тексты отзывов, может прослеживаться схожий стиль написания – что может говорить о том, что отзыв фейковый. Другой, более явный, признак заказного текста – отсутствие нативности в отзыве, когда ребята пишут про себя и даже не стесняются.
Ответ на вопрос
Несмотря на все нюансы, которые могут помочь распознать заказуху, отличить фейковый отзыв от реального – невозможно.
Даже chatGPT подтвердил
Однако есть одно важное условие – работу по публикации контента выполняли профессионалы.
Если кейс делало агентство с большим опытом работы, то распознать заказные публикации будет фактически невозможно, так как все вышеописанные нюансы будут учтены.
Потому я и удивляюсь тому факту, что этот вопрос все еще актуален, как по мне, ответ уже давно очевиден.