Ильдар Еникеев

Ильдар Еникеев

Сооснователь креативного агентства RGBY и CG-дженералист

Кто такой CG-дженералист и почему его не заменит ИИ

09 декабря 2025
Подпишитесь на нас в Telegram

Появление 3D-индустрии когда-то стало переломным моментом, изменившим рынок визуального контента. Вместе с новыми технологиями возникли и новые профессии. И одна из них – CG-дженералист – появилась как ответ на растущую потребность в универсальных специалистах. Универсальность – это не компромисс, а отдельная сильная компетенция, которая и сегодня остается востребованной в индустрии, несмотря на стремительное развитие искусственного интеллекта.

Ильдар Еникеев, сооснователь креативного агентства RGBY и CG-дженералист с опытом более 15 лет: об эволюции профессии и ценности «живого контента» в эпоху развития ИИ технологий.

Кто такой CG-дженералист?

CG-дженералист (Computer Graphics generalist) – это специалист в сфере компьютерной графики, который обладает широким набором навыков и способен выполнять несколько этапов производства 3D-контента: от простых скетчей, моделинга, текстуринга и анимации, до рендера и композитинга. Как правило, в пул его задач входит:

  • Подбор референсов и разработка концепции.

  • Моделирование 3D объектов.

  • Работа над текстурами.

  • Создание визуальных эффектов (VFX).

  • Риггинг (создание «скелета» модели).

  • Анимация объектов.

  • Рендеринг – финальная отрисовка сцены.

  • Постобработка.

В отрасли принято считать, что CG-дженералист – это специалист, который может все. И в этом есть доля правды. Дженералист – это человек, который способен уверенно работать на разных этапах производства графики.

Главный навык – широкий круг знаний, но зачастую не глубокое мастерство в одной области, как у узкого специалиста, а понимание того, как разные элементы работы связаны между собой. Хороший CG-дженералист – это всегда про взаимосвязи. Он понимает, как одно решение в самом начале работы может повлиять на весь проект; как подготовить материалы так, чтобы процесс не застопорился в самый неподходящий момент; какие ограничения есть у команды и у клиента; какие задачи можно успеть в срок, а какие стоит упростить или перестроить, чтобы уложиться в дедлайны.

Я убежден, что сильный CG-дженералист должен уверенно чувствовать себя как в работе с двухмерной, так и с трехмерной графикой. Современные проекты редко бывают чисто 2D или 3D – часто это их комбинация, и умение видеть картину целиком становится ключевой компетенцией.

И все-таки: все ли может CG-дженералист?

Миф о том, что он умеет все, частично верен. Дженералист может решить почти любую задачу, но не потому, что знает все, а потому что умеет грамотно подходить к проблеме: быстро перейти от технического тупика к рабочему решению, понимать ограничения инструментов и их комбинации, грамотно взаимодействовать с узкими специалистами, когда без них не обойтись.

Однако стоит помнить о том, что CG-дженералист – не волшебник. Наша сила не в магии, а в умении разбирать задачу по частям, видеть слабые места, выбирать рабочие решения и удерживать в голове весь объем проекта. 

Как изменилась сфера в последние годы

Темпы развития индустрии выросли невероятно. Новые технологии открывают новые возможности, но вместе с тем растет и спрос, и требования к качеству проектов. А вот сроки… остаются неизменными.

Десять лет назад на создание 15-секундного ролика уходил месяц. Сегодня на это в среднем уходит то же время. Кроме этого, появляется запрос на новые виды контента: от вертикальных видео для соцсетей до презентационных шоу на экранах невероятных размеров. Все это только усиливает позицию дженералиста в производственном пайплайне, делая схему из узких специалистов менее живучей и адаптивной. Все чаще нужны люди, которые способны закрывать крупные блоки задач сами, быстро принимать решения, подстраиваться под изменения и держать в голове весь проект целиком.

CG-дженералист как раз про это – он помогает команде работать быстрее, уменьшает количество согласований и спасает проект от вечных задержек и перегрузки.

Последние пять лет изменили нашу сферу сильнее, чем предыдущие десять. Появились новые программы, компьютеры стали мощнее, а нейросети вошли в активный рабочий процесс. Автоматизация стала нормой, а количество возможностей выросло в разы. Поэтому роль CG-дженералиста стала важнее. Если раньше я был специалистом «на все случаи жизни», то теперь скорее тот, кто объединяет разные части проекта в единую систему.

Примеры применения ИИ на практике: эфирное оформление и бренд-персонаж

В прошлом году мы в студии работали над проектом для передачи «Последний герой. Русский сезон». Перед нами стояла задача разработать логотип и эфирное оформление: в процессе мы использовали нейросети для генерации референсов окружения логотипа и ряда текстур фона. ИИ выдавал десятки вариантов за считанные минуты – то, на что в классическом продакшене ушло бы от двух дней. Но это был лишь старт.

Ни одна из генераций не могла быть использована в чистом виде – они служили скорее отправной точкой, чем готовым решением. Ключевые решения по композиции, цвету и финальной стилистике принимались вручную: мы отбирали лучшие варианты, дорисовывали детали, интегрировали элементы в общую визуальную систему. Такой симбиоз ИИ и ручной работы помог нам ускорить отдельные этапы проекта, не теряя контроля над качеством и целостностью визуала.

Другой наш проект – обновление бренд-персонажа квокки для телеканала «Комедия». Квокка – маленький короткохвостый кенгуру, с мордочки которого никогда не сходит улыбка. Для обновления персонажа мы сочетали работу художника и нейросети: изображение квокки генерировали на основе предыдущей версии кейса, а специалисты дорисовывали важные детали, добавляя характер и живость персонажу.

Как итог: новый образ сохранил узнаваемость и эмоциональную привлекательность, при этом процесс работы стал быстрее и эффективнее.

Заменит ли ИИ дизайнеров и CG-специалистов?

ИИ действительно стал мощным инструментом – и да, он занимает свою нишу в производстве. Но говорить о замене профессии – это, как минимум, заблуждение.

История уже проходила через подобные страхи. Во времена промышленной революции в Англии существовало движение луддитов – рабочих, которые громили станки из-за опасения, что машины лишат их заработка и будущего. Но что в итоге дала массовая механизация? Качество товаров выросло, производство стало быстрее, спрос увеличился, а вместе с ним появилось еще больше рабочих мест и новых профессий.

Аналогия с нейросетями напрашивается сама собой. Нейросеть сегодня – это не конкурент человеку, а дополнительный инструмент, который избавляет от рутины, ускоряет подготовительные этапы и позволяет сосредоточиться на главном – на идее, художественном решении, смысле. Она не вытесняет специалиста, она повышает требования к качеству человеческой работы.

Безусловно, есть простые, дешевые задачи, которые со временем действительно исчезнут – но исчезнут именно потому, что они не требуют творческого подхода или аналитического мышления. CG-дженералист же, как универсальный специалист в этой новой реальности, наоборот, выигрывает. Часть инструментов станет ненужной, какие-то процессы станут проще, но именно широта знаний и способность быстро адаптироваться к изменениям делают дженералиста востребованным и устойчивым к развитию ИИ.

Не стоит забывать, что ИИ работает по принципу вероятностей. Он не создает уникальную идею и не формирует художественное решение: не знает что такое бюджет, дедлайн, референсы клиента. CG-дженералист же работает не просто руками, а головой. Именно поэтому ИИ становится скорее новым мощным инструментом в руках специалиста, а не его конкурентом. Будущее – это не борьба, а симбиоз. ИИ ускоряет работу, но не формирует видение. А видение – это и есть самая дорогая часть профессии.

Что останется уникальным через 10 лет

Через десять лет мир графики точно будет другим. Технологии станут быстрее, инструменты – умнее, а ИИ – интегрированным в каждый этап производства. Но одно останется неизменным: ценность человека, который понимает суть задачи, способен собрать сложную систему и довести ее до результата, сохранив при этом художественную идею и технологическую чистоту. Уникальным останется то, что невозможно алгоритмизировать: вкус, мышление, решения, ответственность и видение.

CG-дженералист будущего – это не оператор инструментов, а человек, который создает смысл в визуальном контенте. И именно поэтому универсальный специалист, способный не просто «делать графику», а понимать, зачем она нужна и как должна работать, будет востребован всегда – вне зависимости от того, какой ИИ появится завтра.

Друзья, теперь вы можете поддержать Лайкни https://pay.cloudtips.ru/p/8828f748
Ваши донаты помогут нам и дальше радовать вас полезным контентом.

Нас удобно читать в соцсетях. Подписывайся!

Кое-что интересное:

Комментарии

0 комментариев
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт через:

Будь в курсе

Главные новости, кейсы и статьи за месяц – у вас в почте:

Лайкни использует cookie-файлы и обрабатывает персональные данные с использованием Яндекс Метрики. Это улучшает работу сайта и взаимодействие с ним. Подтвердите ваше согласие, нажав кнопу Ок.