Именно из-за того, что направление новое и быстро развивается, многие компании видят необходимость своего присутствия в социальных сетях, до конца не понимая целей. И часто бывает так, что компании-поставщики услуг SMM, продавая эти услуги, сами навязывают необходимость «скорейшего захвата» социальных площадок. Давайте посмотрим в общем виде структуру коммерческого предложения. Она может отличаться, но смысл один и тот же.
Итак, сначала идёт речь о том, что социальные сети необходимо использовать в условиях быстрого роста интернет-бизнеса в целом, это просто жизненно важно. Тут особо придраться не к чему. Но дальше обычно говорится, что компании, ведущие активную работу в Facebook, ВКонтакте и Twitter занимают лидирующие позиции на рынке.
Далеко не всегда это так, и сильно зависит от тематики, а социальная сеть выбирается только после предварительного анализа присутствия целевой аудитории. Возможно, в случае брендов Coca-Cola, Макдональдс и Samsung охват самых популярных социальных площадок себя оправдывает, но это и так лидеры, и они способны тратить на маркетинг, частью которого является SMM (а это действительно только часть общей маркетинговой стратегии!) большие средства.
Самое интересное начинается в конце коммерческого предложения или страницы сайта, когда речь идёт непосредственно об услугах SMM и ценах. У большинства предоставляемые услуги ограничиваются созданием и ведением сообщества в социальной сети. Причём только в одной. И чаще всего это Facebook.
Вот тут-то и хочется задать вопрос: до этого говорилось о разных социальных сетях (минимум трёх) а теперь мы говорим только о Facebook. И почему создание сообщества позиционируется как отдельная услуга? Вот мы говорили, говорили, что надо вести активную работу в социальных сетях, но даём клиенту возможность ограничиться только созданием сообщества. Отлично, создали! Что дальше? А дальше - извечно русский вопрос.
Также удивляют предложения, которые включают использование специфических терминов в описаниях услуг, а также предложения, связанные с накруткой различных показателей сообщества социальной сети.
Глядя на описание услуги, сразу возникает ряд вопросов.
1. Чем уникальный участник отличается просто от участника?
2. Каким образом искусственное увеличение активности помогает раскрутке бренда?
И т.д.
Но и это кажется вполне нормальным, когда мы добираемся до цен на услуги. У нас глаза на лоб полезли, когда мы смотрели на цены! Некоторые компании за создание сообщества в Facebook берут.. от 15 000 рублей!
По их мнению, это стоимость работы, которая, по сути, включает в себя нажатие нескольких кнопок, загрузку нескольких фотографий и написание текста максимум в 1000 знаков (в самом простом варианте, а он чаще всего и реализуется)!!!
Обратите внимание: вы можете просто скопировать информацию о компании, услугах, контактах и способах доставки с сайта компании (дело 5 минут) и сразу экономите 3000 рублей :)
У компаний цена создания сообщества доходит просто до немыслимой величины в 1000$!
При всем этом ведение сообщества ограничивается обозначением количества публикуемых сообщений в месяц. Понятно, что дать чёткую количественную характеристику проводимым работам в SMM достаточно сложно. Но тогда не надо упоминать вначале об «активной работе в социальных сетях», которая, судя по услугам, может ограничиться просто созданием сообщества!
Ещё более интересные услуги носят название «социализация сайта» или «интеграция в социальную сеть». По сути, это установка на сайте социальных виджетов или блока «поделиться».
Напомним, что коды виджетов или блока «поделиться» от Яндекса можно получить бесплатно. По всей видимости, указанная стоимость - это оплата программисту за копипаст готового кода.
Вот почему в начале я упомянул, что говорить о маркетинговых мероприятиях не совсем корректно. Тут с ними мало что общего. Тут другое: люди просто хотят заработать на тренде. Это было и всегда будет, но в этом случае цена сомнительного успеха достигает просто немыслимых величин. Трудно вспомнить, когда ещё люди стремились продавать формальную работу настолько дорого.