Именно из-за того, что направление новое и быстро развивается, многие компании видят необходимость своего присутствия в социальных сетях, до конца не понимая целей. И часто бывает так, что компании-поставщики услуг SMM, продавая эти услуги, сами навязывают необходимость «скорейшего захвата» социальных площадок. Давайте посмотрим в общем виде структуру коммерческого предложения. Она может отличаться, но смысл один и тот же.
Итак, сначала идёт речь о том, что социальные сети необходимо использовать в условиях быстрого роста интернет-бизнеса в целом, это просто жизненно важно. Тут особо придраться не к чему. Но дальше обычно говорится, что компании, ведущие активную работу в Facebook, ВКонтакте и Twitter занимают лидирующие позиции на рынке.
![](/upload/2012/picture1.jpg)
Далеко не всегда это так, и сильно зависит от тематики, а социальная сеть выбирается только после предварительного анализа присутствия целевой аудитории. Возможно, в случае брендов Coca-Cola, Макдональдс и Samsung охват самых популярных социальных площадок себя оправдывает, но это и так лидеры, и они способны тратить на маркетинг, частью которого является SMM (а это действительно только часть общей маркетинговой стратегии!) большие средства.
Самое интересное начинается в конце коммерческого предложения или страницы сайта, когда речь идёт непосредственно об услугах SMM и ценах. У большинства предоставляемые услуги ограничиваются созданием и ведением сообщества в социальной сети. Причём только в одной. И чаще всего это Facebook.
Вот тут-то и хочется задать вопрос: до этого говорилось о разных социальных сетях (минимум трёх) а теперь мы говорим только о Facebook. И почему создание сообщества позиционируется как отдельная услуга? Вот мы говорили, говорили, что надо вести активную работу в социальных сетях, но даём клиенту возможность ограничиться только созданием сообщества. Отлично, создали! Что дальше? А дальше - извечно русский вопрос.
Также удивляют предложения, которые включают использование специфических терминов в описаниях услуг, а также предложения, связанные с накруткой различных показателей сообщества социальной сети.
![](/upload/2012/picture2.jpg)
Глядя на описание услуги, сразу возникает ряд вопросов.
1. Чем уникальный участник отличается просто от участника?
2. Каким образом искусственное увеличение активности помогает раскрутке бренда?
И т.д.
Но и это кажется вполне нормальным, когда мы добираемся до цен на услуги. У нас глаза на лоб полезли, когда мы смотрели на цены! Некоторые компании за создание сообщества в Facebook берут.. от 15 000 рублей!
![](/upload/2012/picture3.jpg)
По их мнению, это стоимость работы, которая, по сути, включает в себя нажатие нескольких кнопок, загрузку нескольких фотографий и написание текста максимум в 1000 знаков (в самом простом варианте, а он чаще всего и реализуется)!!!
Обратите внимание: вы можете просто скопировать информацию о компании, услугах, контактах и способах доставки с сайта компании (дело 5 минут) и сразу экономите 3000 рублей :)
У компаний цена создания сообщества доходит просто до немыслимой величины в 1000$!
![](/upload/2012/picture4.jpg)
![](/upload/2012/picture5.jpg)
При всем этом ведение сообщества ограничивается обозначением количества публикуемых сообщений в месяц. Понятно, что дать чёткую количественную характеристику проводимым работам в SMM достаточно сложно. Но тогда не надо упоминать вначале об «активной работе в социальных сетях», которая, судя по услугам, может ограничиться просто созданием сообщества!
Ещё более интересные услуги носят название «социализация сайта» или «интеграция в социальную сеть». По сути, это установка на сайте социальных виджетов или блока «поделиться».
![](/upload/2012/picture6.jpg)
Напомним, что коды виджетов или блока «поделиться» от Яндекса можно получить бесплатно. По всей видимости, указанная стоимость - это оплата программисту за копипаст готового кода.
Вот почему в начале я упомянул, что говорить о маркетинговых мероприятиях не совсем корректно. Тут с ними мало что общего. Тут другое: люди просто хотят заработать на тренде. Это было и всегда будет, но в этом случае цена сомнительного успеха достигает просто немыслимых величин. Трудно вспомнить, когда ещё люди стремились продавать формальную работу настолько дорого.