Алена Штабина

Алена Штабина

Руководитель профориентационных и просветительских проектов VK

Цифровой этикет в школьных чатах: десять универсальных правил

20 декабря 2023
Подпишитесь на нас в Telegram

Мессенджеры прочно вошли в разные сферы нашей жизни. Мы ведем в них переписки по личным, рабочим и учебным вопросам. Сегодня с основами цифрового этикета знакомят уже с детства – в рамках всероссийского проекта «Урок Цифры» от VK по теме «Мессенджеры» школьники изучают правила общения в сети. Вместе с Аленой Штабиной, руководителем профориентационных и просветительских проектов VK, собрали десять рекомендаций по тому, как вести переписку в мессенджере по школьным темам.

Правило №1: будьте вежливы и корректны.

Разные взгляды и недопонимание могут приводить к спорным ситуациям. Чтобы минимизировать их, не переходите на личности и будьте вежливы. Когда собеседник вас не видит, велик соблазн позволить себе немного больше, чем в реальной жизни. Но не стоит этого делать: не говорите людям в чате того, чего не планировали говорить в реальной жизни. Помните, что чат – место для решения проблем, а не для создания новых. 

Правило №2: если ваше сообщение адресовано конкретному человеку, тегайте его.

Во-первых, это увеличивает вероятность того, что адресат прочитает ваше сообщение. Во-вторых, другие участники чата смогут отдельно не останавливаться на нем, сразу поняв, что их ответ в данном случае не требуется. Ведь у каждого взрослого, помимо школьного чата, есть и другие – личные, рабочие. Отметки позволяют освободить участников чата от чтения адресованных не им сообщений и избавить их от избыточной информации.

Правило №3: не отправляйте голосовое сообщение, не поинтересовавшись, удобно ли вашим собеседникам его прослушать.

Результаты опроса VK Мессенджера показали, что 40% пользователей не считают нужным задавать такой вопрос. И очень зря, ведь каждый пятый (21%) негодует, получив аудиосообщение в тот момент, когда нет возможности его прослушать. А 14% при получении таких сообщений всегда испытывают негативные эмоции.

Неудобства в получении голосовых сообщений сглаживает возможность их преобразования в текст. Такая функция доступна бесплатно в учебном профиле Сферум в VK Мессенджере. Его пользователи могут получить расшифровку в один клик – и сразу понять, требует сообщение быстрого ответа или нет.

Правило №4: не беспокойте других участников чата в нерабочее время.

Если у людей не включен режим «Не беспокоить», ваше сообщение может отвлечь их от важных дел или нарушить отдых. Так, 39% участников опроса VK Мессенджера отметили, что им не нравится получать поздние сообщения, а 43%, хоть и относятся к ним нейтрально, при этом все равно отвечают на них только в рабочие часы. Если у вас не появился какой-то срочный вопрос, либо дождитесь утра, либо воспользуйтесь отложенной отправкой или отправкой без звука.

Правило №5: пользуйтесь поиском по чату и закрепляйте важные сообщения.

Прежде чем задать вопрос, проверьте, не задавали ли его раньше и нет ли в чате подходящего ответа. Вбить ключевые слова в строку поиска не сложно, но это простое действие помогает поддерживать в чате дружелюбную атмосферу.

Это поможет уменьшить количество повторяющихся вопросов, ведь ответы будут на виду у всех участников чата и не затеряются среди множества других сообщений.

Правило №6: не спамьте и не флудите.

Не пересылайте в школьный чат контент, который напрямую не относится к теме учебы. Смешными видео и картинками, новостями и открытками делитесь в личных чатах и сообщениях.

Правило №7: пишите грамотно и не дробите сообщение на много маленьких.

Результаты опроса VK Мессенджера показали, что больше трети (37%) пользователей рунета обращают внимание на ошибки и опечатки в сообщениях собеседников. Перечитывайте написанное перед отправкой и проверяйте слова, в написании которых не уверены. Это не занимает много времени, но может избавить от неловких ситуаций.

Дробление сообщения на много маленьких раздражает 30% пользователей. Удерживайте себя от этого и старайтесь формулировать мысли связно и емко – в одном сообщении.

Правило №8: не злоупотребляйте эмодзи и не пишите весь текст большими буквами.

Когда сообщение пестрит большим количеством эмодзи, его сложно читать. А когда вы используете Caps Lock, некоторые собеседники думают, что вы повышаете на них голос. Ни то, ни другое не способствует взаимопониманию. Если ваше сообщение действительно содержит важную информацию и нужно, чтобы на него обратили внимание, достаточно одного эмодзи в виде восклицательного знака или молнии. Так сообщение не затеряется среди других и будет читабельным.

Правило №9: не отправляйте миллион фотографий и файлов.

Если у вас накопилось множество тяжелых файлов, которыми вы хотели поделиться, будет лучше разместить их в облаке, а в чат пришлёте одну ссылку. По ней пройдут только те, кому они необходимы. Кстати, с учебным профилем Сферум в VK Мессенджере у учителей есть 40 ГБ пространства в Облаке Mail.ru – попросите педагога создать папку для вашего класса и храните там все нужные документы, фотографии и другие полезные материалы.

Правило №10: делитесь с подростками правилами общения в мессенджерах.

В чатах учеников с учителем тоже должен быть порядок. Показывайте своим примером, как стоит общаться в цифровой среде – чем раньше дети узнают о правилах этикета в мессенджерах, тем лучше. Также научить ребенка основам цифрового этикета можно в интерактивном формате, например, на «Уроке Цифры» от VK. Школьники 1–11 классов узнают о возможностях учебного профиля Сферум в VK Мессенджере, а также с помощью специальных тренажеров познакомятся с IT-профессиями, представители которых участвуют в создании и развитии таких сервисов.


Друзья, теперь вы можете поддержать Лайкни https://pay.cloudtips.ru/p/8828f748
Ваши донаты помогут нам и дальше радовать вас полезным контентом.

Нас удобно читать в соцсетях. Подписывайся!

Кое-что интересное:

Комментарии

0 комментариев
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт через:

Будь в курсе

Главные новости, кейсы и статьи за месяц – у вас в почте:

Отправляя форму, вы принимаете условия обработки персональных данных