Дик Костоло
Our CEO, @dickc, will step down as CEO, and we’ll welcome @jack as Interim CEO on July 1 #TWTRannouncement: http://t.co/q8Ygg91jzc
— Twitter (@twitter) 11 июня 2015
Представители компании сообщили, что Дик Костоло останется членом совета директоров Twitter. Джек Дорси, в свою очередь, останется генеральным директором Square, параллельно возглавляя Twitter. В ближайшее время специалисты компании будут искать постоянного генерального директора.
Леонид Делицын, аналитик инвестиционного холдинга ФИНАМ:
Дик Костоло хорошо справлялся со своей ролью — он два года делал вид, что всё идёт по плану. План был нарисован вилами по воде инвестбанками-андеррайтерами, которые вздули цену Twitter во время IPO и сразу заработали $59 млн. Даже сейчас мультипликатор P/S (стоимость компании, выраженная в числе годовых выручек) остаётся равен 14,6, в то время, как, скажем, у Apple, составляет лишь 3,5, а у Google — 5,3. Это означает, что, по мнению держателей акций, выручка Twitter должна вырасти ещё троекратно. Дальше, разумеется, требовалось убеждать новых владельцев акций, что Twitter догонит по популярности Facebook, гениальные основатели (которые разбрелись по своим новым проектам) придумают какие-нибудь новые фишки, а трудоголики-менеджеры успешно монетизируют аудиторию, которая будет платить за чтение 140 байтов информации или подключится к API, чтобы считать статистику собственных высказываний. Эту работу, по убеждению инвесторов, что ветер дует кораблю в паруса, и выполнял Дик Костоло, который, как известно, после окончания факультета компьютерных наук, устроился в театр и работал комиком-импровизатором. Теперь самая крупная роль в его карьере, по-видимому, сыграна.
Я не думаю, что Джек Дорси или, тем более, новый топ-менеджер из традиционной индустрии сотворит чудо и утроит продажи Twitter. Если бы было понятно, как это сделать, то и Костоло никуда не ушёл бы. Поиск чародея закончится наймом менеджера с безупречной биографией, но через два года потребуется новый, а затем может последовать чехарда, подобно случившейся в Yahoo! и других компаниях, от которых рынок ждал чрезмерно много. Вспомним — в девяностые годы прогнозировали, что Yahoo! и его конкуренты заменят собой телеканалы.
Однако отнюдь не каждый из нас — Джастин Бибер или Дмитрий Рогозин, для которых Twitter, безусловно, является приятным дополнением к телеканалам. Читать твиттер Бибера и даже Обамы каждый день под силу только роботам, которых по Twitter бродят десятки миллионов. По тренду показателей Twitter перед IPO было совершенно очевидно, что аудитория завершает рост, а значит — никогда не догонит Facebook.
В этой ситуации, конечно, можно было смириться с тем, что Twitter — специализированный продукт, как, например, LinkedIn, и оценивать его скромнее. Но такой постный сценарий вряд ли был интересен андеррайтерам, а основатели Twitter пошли у них на поводу. А теперь изменение стратегии болезненно скажется на стоимости акций. Сам факт, что основатели ушли заниматься другими проектами (например, Дорси развивает Square и участвует в работе различных государственных комиссий и структур США), свидетельствует, что отчаянно гнаться за Цукербергом никто из них не собирался. Вне зависимости от того, как будет развиваться дальше Twitter, стоимость его акций, скорее всего, снизится.