Эксперты контент-студии
Действительно ли в digital-отрасли так много негатива, как об этом говорят?
Максим Юрин: Ну, если судить по постам и комментам в приложении Secret, то да. А так, в реальности, я бы не сказал. По крайней мере на конференциях и тусовках его не чувствуется. Наоборот, порой даже самые что ни на есть прямые конкуренты охотно обмениваются опытом, задорно веселятся, целуются, пьют водку на брудершафт...
Влад Ситников: Да, действительно. Все больше и больше информации о том, что стало меньше брифов и питчей. Бюджеты не подтверждаются. Сокращения сотрудников.
Каковы главные тренды российского рынка онлайн-рекламы? Повлияет ли кризис на компании, занимающиеся креативом в интернете?
Максим Юрин: В связи с кризисом компании сокращают рекламные бюджеты. Поэтому я бы посоветовал специалистам и агентствам переориентировать свои услуги в большей степени на продажи и реальную пользу для бренда.
То есть, не просто делать премиальные промосайты, рисовать красивые картинки, снимать дорогостоящие ролики, а интересно обыгрывать акции и спецпредложения компаний, больше рассказывать о преимуществах и УТП продуктов и услуг, размещать таргетированную рекламу, направленную непосредственно на покупку. То есть, делать все, чтобы реклама приносила реальную выгоду и продажи.
Влад Ситников: Кризис повлияет очень сильно. Но я думаю в лучшую сторону. Если сравнить с 2009 кризисным годом, бюджеты на креатив только выросли, агентства освободились от слабых людей, отношения с клиентами структурировались и стали более прозрачными.
Влад Ситников
Хороших, крепких, смелых проектов стало больше. Качество улучшилось. Я думаю кризис только поможет рынку.
Как можно этот кризис пережить?
Максим Юрин: Конечно, мы вот даже
Влад Ситников: Самое антикризисное средство — следить за бюджетом агентства. Нет подтвержденного бюджета от клиента — резать людей. Это больно, очень сложно, но это рыночная экономика. Через полгода-год можно вернуть, но сейчас не ждать, что вдруг, вот-вот, придут проекты. Это кризисный год — деньги не появятся сами по себе.
Второе — работа с текущими клиентами. Сделать все, чтобы их сохранить, удовлетворить, обеспечить. Концентрация на текущих отношениях, не на новом бизнесе.
Третье — оптимизация трудозатрат внутри агентства.
Как агентствам пережить кризис — пытаться искать больше «недорогих» клиентов, чтобы снизить зависимость от крупных заказчиков?
Максим Юрин: Во-первых, предлагать эти самые антикризисные инструменты. Во-вторых, действительно чуть больше дифференцировать бизнес, не надеяться на одного-двух крупнейших заказчиков. Одно агентство очень сильно надеялось на крупную рекламную кампанию от западного бренда, а он вообще внезапно закрыл бизнес в России в связи с санкциями. Агентство долго плакало. Подобные случаи сейчас очень вероятны.
Максим Юрин
Влад Ситников: Мое мнение — не вписываться в бездумные и ни к чему не обязывающие клиентов проекты. Следить за своими расходами. Резать людей.
Если вы агентство, которое стоит своих денег и имени, клиенты, которым и правда в кризисный год требуется реализация коммуникационных задач, придут к вам.
У них есть задача сохранить, преумножить свой бизнес в этот год, и им нужен партнер, который поможет. Они будут открытыми и обеспечат работой.
Каковы главные проблемы отрасли digital в России? Что мешает больше всего («необразованность» клиентов, отсутствие профессионалов, недостаточно развитая экосистема и инфраструктура, какие-то географические особенности вроде концентрации большого числа интернет-пользователей в Москве и Петербурге)?
Максим Юрин: Все перечисленное, конечно, имеет место быть. Я бы еще отметил коррупционную составляющую. К сожалению, «откаты» и прочие подобные схемы в digital — далеко не редкость. От этого иногда сильно страдает качество — когда промосайт за 3 млн бренду делает двоюродный брат бренд-менеджера, который только вчера закончил базовые курсы HTML...
Влад Ситников: Основная проблема — сложный продукт. Очень мало специалистов на стороне клиента и на стороне агентств, которые по-настоящему его понимают. Отсюда все другие проблемы.
Как можно исправить эти проблемы? Сколько на это нужно времени?
Максим Юрин: Проблемы с инфраструктурой и образованием достаточно активно решаются — проходит много хороших конференций и курсов, появляются отраслевые порталы. С каждым годом виден прогресс. По-моему, все не так уж плохо!
Влад Ситников: Я могу говорить за себя. Я очень много времени трачу на обучение — клиентов, сотрудников и всех, кто меня приглашает. Только так, своим опытом, практическими примерами, можно передать знания, найти новых специалистов, которые улучшат положение на нашем рынке.