Накручивать или не накручивать? Вот в чем вопрос. Он становится особенно актуальным, когда вы только создаете сообщество. Что выбрать: запастись терпением, наполнять сообщество качественным контентом и ждать того момента, когда количество подписчиков перешагнет рубеж в первую тысячу человек? Или нагнать для начала тысячу-другую человек, чтобы стимулировать пользователей охотнее вступать в ряды «популярной» группы? Дилемма не из простых. Как же быть:
Накручивать или не накручивать?
Сергей Федюнин, руководитель SMM-отдела проекта All in Top:
То, что люди не вступают в сообщества с малым числом подписчиков, это распространенное заблуждение. Люди вступают, хоть и менее охотно...
В этом случае работает принцип социального доказательства и работает в точности до наоборот. Но если люди вступают неохотно, это не значит, что они не вступают вообще. Необходимо учитывать два фактора:
1) Если человеку интересно, то он вступит. Об этом я упоминал в статье «Продвижение ВКонтакте, в стране мифов и легенд». Не забывайте, что у вас есть лента новостей, в которой можно написать, что сообщество только открыто и вы приглашаете всех желающих.
2) Сейчас так много мусорных сообществ в социальных медиа, что люди просто уже от них устали. Почти все эти сообщества накручены, поэтому большие цифры по количеству участников уже не играют такой большой роли. Человек скорее будет искать небольшие уютные группы, тем более, если цель его поисков - общение.
Да, сначала вступают медленно. Да, хотелось бы быстрее. Но надо уметь терпеть.
Практика показывает, что хорошая аудитория на старте, пусть и небольшая, - это залог формирования прочного ядра. Ядро обеспечивает постоянное движение в сообществе и его «живость».
А через некоторое время, когда людей будет уже больше, благодаря активности ядра принцип социального доказательства будет работать на вас.
Дмитрий Пяткин, директор агенства цифровых коммуникаций Repost (г. Екатеринбург):
Любой контент-проект (а сообщество в социальной сети также можно отнести к этому разряду) не запускается, не будучи первоначально наполнен. Первые «живые» посетители должны видеть, что проект уже живет, уже активно используется, там уже есть люди. Для любого человека в любой ситуации самым психологически сложным моментом является первый шаг.
Чаще всего люди не хотят быть первыми, т.к. в этом случае они не могут спрогнозировать реакцию остальных на свои действия. Им будет попросту не на что опираться, предполагая «как же среагируют на мои действия окружающие?». Можно называть это «социальным доказательством», а можно «стадным инстинктом», но, как известно, любой идее необходимо как минимум 10% приверженцев, чтобы заразить ею остальные 90%.
Первичная накрутка подписчиков в сообщество этому способствует – это не какой-то обязательный ритуал или, скажем, отдельный инструмент. Это просто одна маленькая (и не столь уж грандиозная) составная часть всего комплекса мер по воздействию на аудиторию конкретного продукта. Она (накрутка) несколько облегчает восприятие информации со стороны пользователя на начальном этапе работы.
Я неоднократно встречал комментарии представителей крупнейших digital-агентств в различных профильных изданиях о том, что такая накрутка вполне допустима. Плюс я знаю много своих коллег, которые применяют эту технику (если ее в принципе можно называть таким громким словом). А еще мне иногда попадаются на глаза сообщества крупных брендов, в которых имеются явные признаки первичной накрутки. Из всего этого можно сделать вывод, что данная «техника» распространена весьма обширно, если даже не взята за правило для большинства.
Сразу оговорюсь: выступая за возможность применения накруток на старте работы с сообществом, я ни в коей мере не утверждаю, что это необходимый и обязательный инструмент на все случаи жизни и без него никак нельзя обходиться. Отнюдь. Если у продвигаемого продукта уже есть большое количество приверженцев, мнение которых имеет вес для широкой аудитории, то от накрутки можно в целом воздержаться. В качестве примера можно привести различные сообщества по профессиональным интересам. Если «у истоков» такого коммьюнити стоят признанные профессионалы той или иной сферы, на которых ориентируются многие их коллеги, это не может не спровоцировать весьма быстрый рост сообщества. В случае же когда речь идет о неком продукте, о котором ранее не было известно широкой аудитории и если при этом есть цель как можно быстрее и как можно более массово проинформировать о нем целевую аудиторию, то самым логичным шагом будет смоделировать наличие активности вокруг продукта. Делать это необходимо по большому счету из финансовых соображений. Поясню на примере: мы запускаем некий продукт, рассчитанный на массовое потребление/использование, при наличии более привычных подобных продуктов-конкурентов на рынке. Перед нами встает непростая задача – сломить силу привычки и переключить внимание пользователя на этот новый продукт. У нас нет возможности долго «убеждать» пользователя в необходимости использования нового продукта, он (пользователь) должен сразу, практически не анализируя и не думая, почувствовать, что нам и нашему продукту можно доверять.
Наличие в сообществе небольшого количества людей при позиционировании продукта как массового способно с высокой долей вероятности отпугнуть целевую аудиторию. И если мы начнем привлекать в такое пустое сообщество реальных людей посредством платных рекламных каналов (для vk.com это может быть таргетинг или реклама в пабликах, к примеру), то нам потребуется очень много финансовых вложений, а также очень много времени на достижение желаемого результата.
Какая точка зрения вам ближе? Давайте обсуждать в комментариях!