Ежедневно в Интернете генерируется огромное количество контента. Котики, сиськи, демотиваторы, комиксы, видео и т.д. и т.п. Информационный поток размывает внимание и сознание. Концентрация на чем-то свыше 10 секунд – это лишь для динозавров, которые выросли в эпоху многобукофф, чатов и форумов.
Как выделиться на фоне этого потока? Как привлечь внимание к своей персоне или бренду?
Провокация – проверенный временем инструмент обращения взглядов толпы на себя. Конечно, можно прославиться как Владимир Фомин, но это путь не для наших героев.
Такой как все
Олег Тиньков – предприниматель, сумевший в непростое для России время построить несколько успешных бизнесов. В настоящий момент Олег развивает собственный банк Тинькофф Кредитные Системы. «Фишка» банка – удаленная работа с клиентами посредством телекоммуникационных технологий.
Тиньков – человек и банк, довольно часто создает различного рода провокации, троллит известных людей и вообще признан одним из самых эксцентричных бизнесменов по версии журнала Forbes.
Недавно состоялась эпичная история между твиттер-аккаунтом Олега, коллекторами банка ТКС, должником и сотрудниками интернет издания toWave.ru Коллекторы банка ТКС осваивают новый формат работы с должниками. А именно – разыскивает их в социальных сетях и рассылает письма счастья друзьям объекта взыскания долга. Например, в таком виде:
Вениамин Чеботарев возмутился таким отношением к себе. Редакция toWave.ru решила поддержать должника и затеяла собственное «расследование», которое заключалось в задавании вопросов официальным лицам компании.
Вот, что ответил Олег Тиньков:
Обратите внимание, что инфоповод имел огромный общественный резонанс. Абсолютно бесплатно сотни площадок мусолят тему, имеет ли Олег Тиньков право дерзить должникам или нет? Однако рано или поздно все обсуждения сводятся к сравнению тарифов различных банков и выяснению, что в ТКС «реально» хорошие условия.
А мы поздравляем банк ТКС с отличной PR акцией и грамотной отработкой негатива на всех ресурсах!
Вывод #1
Удачная провокация от Олега Тинькова – это сочетание собственного стиля с техникой когнитивного диссонанса. Никто не ожидает от главы крупного банка фразу «заплати, лошара». Однако фраза вполне «вписывается» в имидж Олега, честного, открытого, умеющего ценить свое имущество бизнесмена. Львиная доля успеха приходится на грамотный «вброс» через «независимое» СМИ.
Павел Дуров
Очередной мастер провокаций, спортсмен, интеллектуал и просто человек в кепке – Павел Дуров. Его высказывания и поступки вызывают бурные бурления в ынтернетах. Примечательно, ненавистники и обожатели делятся на два аккуратных лагеря и взаимно поливают друг друга лучами добра и любви.
Павел умело использует общественно значимые события, на фоне которых разворачивает свое лицедейство. Вот подборочка за май.
Сталин и Гитлер – знак равенства
9 мая, когда весь мир праздновал Великую Победу над фашистской Германий, Павел оставил вот такой твит:
Поднялась буря в стакане, многие известные люди стали толковать сообщение так, как им выгодно. Кто имел зуб на ВКонтакте, не упустил возможность использовать инфоповод в качестве аргумента против Дурова. «Быть против» – это новая мода такая, бессмысленная и беспощадная. Фраза, как лакмусовая бумажка, всколыхнула патриотов и прозападных либералов на бессмысленные телодвижения.
Самолетики за 5000 рублей
27 мая в день города Санкт-Петербурга Павел и его соратники выбрасывали из окна 5000 рублевые купюры под видом бумажных самолетиков. На вопрос «Зачем?» Павел наивно ответил:
Милая акция. Если не изменяет память, примерно такую же проводил хромающий господин в Москве. Видать, жителей двух столиц только такими грубыми акциями и можно расшевелить на какую-то активность.
Вывод #2
Павел использует внешние инфоповоды, на фоне которых весьма удачно вбрасывает неоднозначные мысли. В качестве инфоповодов используются массовые праздники, грязные истории и темы, активно обсуждаемые обществом (например, догхантеры). Сообщения Павел содержат ключевые слова, болезненные для массового сознания, поставленные в произвольном порядке с целью двоякого, а иногда и троякого толкования. Остается лишь пожелать – Павел, жги!
тЁма
Артемий Лебедев, дизайнер всея Руси, путешественник, филантроп и мизантроп в одном лице, прославился отнюдь не своими генетическими корнями, а именно провокациями. В отличие от провокаций наших героев, провокации Артемия имеют отнюдь не скандальную природу.
Мат
Тёма активно использует мат и нецензурные выражения в интернет-общении. Со страниц его дневника льются потоки русской речи. Здесь уместна цитата Артемия на призыв одного доброжелателя прекратить сквернословить:
Мат – это не латынь и не суахили. Мат — это и есть русский язык. Ничто так не способствует развитию родной культуры, как родная речь. Употребление мата на письме, в устной речи — это развитие русской культуры.
Сиськи
Легендарный конкурс от Тёмы. Суть проста – пришли фотографию обнаженных молочных желез и получи какой-нибудь приз, если повезет.
Однажды дневник Тёмы был заблокирован. Якобы из-за того, что одна из участниц сисечного конкурса оказалась несовершеннолетней. Но друзья поддержали дизайнера акцией протеста, и журнал был разморожен.
Мумусик
Артемий любит путешествовать по России и миру. В блоге периодически публикуются красивые и качественные отчеты об экспедициях, в которых разворачиваются настоящие драмы.
Например, история о Мумусике – джипе, который подвел хозяина в неподходящий момент в заснеженных степях Монголии.
Вывод #3
Артемий пишет о том, что ему нравится, и не боится прямо и однозначно выражать свое мнение. К нему все привыкли, он такой весь домашний, плот от плоти Интернета. Стать своим в ынтернетах, не вестись на провокации, иметь объективное мнение и здоровые увлечения, хорошо делать свою работу и менять мир к лучшему – вот главная провокация от Тёмы.
А кого вы считаете провокатором №1 в Рунете?
Автор: Юра Смагин,
ведущий специалист отдела стратегического маркетинга Ingate Development.