Образование больше не про длинные лекции и однообразные форматы – оно стало персонализированным, технологичным и даже «дофаминовым». Образовательный продукт должен не просто успевать за изменениями, а в идеале – опережать их.
О главных образовательных трендах 2025 года рассказывает Антон Синицын, CEO EdAgency.
Тренд №1. ИИ – новая реальность
Образовательный рынок радикально изменился: технологии, пандемия и новые бизнес-цели сформировали среду, где обучаться можно быстро, удобно и точечно. Один из главных драйверов – искусственный интеллект, который используется в:
-
Разработке образовательных продуктов. Нейросети выступают инструментом методолога – помогают создавать уроки, которые затем дорабатываются с учетом обратной связи.
Например, мы используем порядка 15 разных ИИ-ассистентов, каждый из которых отвечает за определенный аспект процесса создания продукта – начиная от исследования потребностей целевой аудитории и заканчивая тестированием готового материала;
-
Пользовательском опыте. Например, многие курсы уже внедрили нейросети вместо кураторов для автоматизации проверки заданий, быстрых ответов и реагирования.
Искусственный интеллект пока не может полноценно заменить куратора или координатора в контексте образования. Но если вы понимаете, как с ним работать – это ускоряет и упрощает процесс подготовки, запуска, реализации и прохождения курса.
Тренд №2. Геймификация и микро-победы
Людям все чаще хочется чего-то веселого, личного и динамичного в процессе обучения: челленджи, рейтинги, доски лидеров в зависимости от типа ученика. Так у нас появилась миссия – «сделать учение таким же интересным, как просмотр Netflix».
Представьте курс в виде цифрового музея: каждый урок – это арт-объект. Можно оформить страницы как картины, каждую из которых подобрать по смыслу и разобрать по направлениям и особенностям вместе с искусствоведами. Главную страницу сделать холлом музея, где сидит «бабушка-смотрительница» и рассказывает, куда пройти. Оформление превращается в часть сценария, в котором вы удерживаете и вовлекаете ученика.
Интеллектуальные продукты стали походить на игры: сюжет, уровни, прогресс-бары – все это вовлекает, удерживает и мотивирует аудиторию дойти до конца, перейти на следующий этап обучения. А в будущем – пройти еще одно обучение.
Сейчас геймификация – неотъемлемая часть современного обучения: в курсы добавляют соревновательные системы, рейтинги, подарки за дополнительные действия и усилия. Выбор инструментов геймификации зависит от психотипа учеников курса, их можно сравнить со стратегией прохождения компьютерных игр:
-
Киллер-бойцы – те, кто идут четко по сюжету. Они хотят быстрее пройти игру и продемонстрировать свое превосходство. Для них подойдут рейтинги, баллы и возможность попасть на разбор.
-
Карьеристы – те, кто ориентированы на достижения и прогресс, поэтому они ищут способы получения наград. Для них подойдут прогресс-бары, звания и статусы, а также ачивки за прохождение модулей.
-
Исследователи – те, кто изучают каждый сантиметр карты, выполняют все дополнительные миссии и ведут диалоги со всеми участниками. Для них подходят пасхалки и возможность найти бонусные модули.
-
Тусовщики – те, кто играют ради общения и создания комьюнити. Для них подходят выпускные, офлайн-мероприятия.
Тренд №3. Подписные модели и образовательные экосистемы
Вместо продажи отдельных курсов происходит переход к подписным экосистемам и контентным хабам. Пользователи могут не только проходить уроки, но и получать доступ к сообществу, дополнительному контенту, а еще легко перемещаться между продуктами компании. Это возможность для более глубокого вовлечения и подготовки учеников к приобретению более серьезных программ.
Тренд №4. Микрообучение и формат just-in-time
Вместо часовых лекций – 10-минутные видео по конкретной задаче, адаптированные под мобильные устройства. Формат микрообучения набрал свою популярность в 2020 году и до сих пор не перестает использоваться в курсах и обучениях
Основная идея микролернинга – подать информацию в компактной и удобной форме. Такой формат позволяет учиться в моменте, когда возникает вопрос: пользователь смотрит небольшой урок, чтобы решить конкретную задачу.
Простые части объяснения можно прослушать ускоренно, а сложные – повторить несколько раз, чтобы точно разобраться в теме.
Основное преимущество микролернинга – сжатость обучающих материалов. Они сокращены и фокусируются на конкретном навыке (soft/hard скиллах) или знании (например, информации о продукте). Поэтому потреблять информацию порционно в разы удобнее и эффективнее.
Тренд №5. Групповая динамика и правильное «ведро с крабами»
Формат микрогрупп («пятерки», «десятки») объединяет учеников в команды, участники которых мотивируют друг друга, подсказывают и помогают в ходе обучения. Такие мини-группы сегодня встречаются повсюду: в онлайн-курсах, бизнес-программах, обучающих марафонах.
Есть такая метафора от Татьяны Маричевой – «правильное ведро с крабами». В классическом эксперименте, если краб пытается выбраться из ведра, другие тянут его обратно и не дают уйти. То есть, вы сами помещаете себя в «ведро» с единомышленниками, которые не дадут сдаться. Если начинаете увиливать, теряете мотивацию – мини-группа поддержит, потому что вы идете вместе и работаете на результат команды.
Это не свежий, однако мощный механизм, который стал стандартом для образовательных программ.
Методология важнее трендов
Тренды работают только в том случае, если они решают конкретную задачу. Если завернуть пустое обучение в геймификацию – оно не станет полезным: использовать актуальные инструменты на рынке, не продумывая путь ученика, неэффективно.
Поэтому в современном образовании так важна роль методолога. Это тот, кто выстраивает дорогу для других, и его задача – максимально упростить путь для других.
Чем меньше человеку нужно приложить усилий, чтобы потребить информацию – тем выше шанс, что он ее действительно потребит. Если в обучении нужно постоянно самостоятельно вспоминать прошлые главы и связывать их в голове – 90% пользователей бросят на полпути. Задача методолога – показать вовремя нужный элемент, чтобы у ученика сложился вывод.
Вызовы будущего образования – взгляд изнутри
Микрообучение и обучение «в моменте»
В ближайшие годы обучение станет более встроенным в повседневную жизнь: возрастет спрос на just-in-time обучение – это формат коротких и практических инструкций, которые появляются в нужный момент под конкретную задачу. Минимум теории – максимум пользы здесь и сейчас.
Представим: вы делаете сайт и получаете подсказки во время процесса, прямо как в видеоиграх: «Нажмите X, чтобы прыгнуть».
Потеря системного мышления
Формат обучения становится более простым, а большинство процессов перекладываются на ИИ: люди привыкают к готовым ответам и перестают задаваться вопросами, а навыки видеть целостную картину, сопоставлять факты и делать самостоятельные выводы постепенно уходят.
Перед компаниями стоит большая задача осуществить интеграцию с нейросетями таким образом, чтобы ученики продолжали развивать критическое мышление, умение анализировать и творчески подходить к решению проблем.
Важно сохранять баланс между простотой формата и глубиной содержания, чтобы не прийти к интеллектуальной атрофии.