На проходившей 23 и 24 октября 2014 года конференции User eXperience посвященной юзабилити, с интересным докладом выступил Игорь Мыслинский (UsabilityLab). Он рассказал о том, на чем построено вовлечение пользователей. За основу были взяты библейские семь смертных грехов, символизирующие поведение пользователей, которому соответствуют конкретные типы сайтов.
По мнению эксперта, вовлечение означает «втягивание» человека куда-либо, побуждение его к совершению тех или иных поступков. Другими словами, оказывается влияние на мотивацию пользователя. Аналогичная ситуация происходит и тогда, когда человек подвергается влиянию греха — нарушению определенных правил и норм.
Многие сайты строят свою стратегию вовлечения по модели «искушения» пользователя. Далее докладчик проанализировал каждый из семи грехов и проиллюстрировал это примерами.
1. Алчность
Мотив веб-ресурсов — побуждение пользователя к накоплению чего-либо. Яркий пример таких сайтов — онлайн-игры, где для покупки нового меча нужно набрать определенное количество кристаллов или баллов. Активно «побуждают к накоплению» и сайты, предлагающие лакшери-продукцию.
Как использовать стратегию алчности:
- награждайте бонусами за совершение требуемого действия на сайте,
- награждайте бонусами за повторные посещения,
- награждайте бонусами за открытие на требуемом канале (например, мобильный телефон).
2. Гордыня
Мотив веб-ресурсов — побуждать пользователей стремиться быть первыми всегда и во всем. Юзеры приходят на такие сайты потешить собственное эго и убедиться в том, что они особенные.
Как использовать стратегию гордыни:
- создавайте достижения для действий, которые нужно сделать,
- показывайте прогресс пользователя,
- демонстрируйте пути достижения (через контент).
3. Зависть
Мотив веб-ресурсов — дать одному пользователю возможность быть не хуже другого. На такие сайты идут за тем, чтобы опережать кого-либо в другой сфере и получать от этого удовольствие.
Как использовать стратегию зависти:
- показывайте ленту достижений друзей,
- показывайте каждое достижение друга в момент его получения им,
- позволяйте пользователю ощутить, что он не хуже соседа.
4. Гнев
Мотив веб-ресурсов — «выпуск пара в свисток». Пользователи будут идти на такие сайты за некоей разрядкой.
По словам спикера, требование к использованию стратегии гнева одно — осторожность. В качестве примера «гневных» сайтов могут выступать площадки для общения.
5. Уныние
Мотив веб-ресурсов — отвлечение от плохого настроения, то есть от фрустрации.
Пользователи обязательно придут второй раз за нестандартным, подчас даже жестким юмором, а также за новостями, поданными под интересным углом зрения.
Использовать стратегию уныния также стоит аккуратно, для этого, по мнению Игоря, лучше воспользоваться помощью экспертов.
6. Похоть
Мотив веб-ресурсов — желание пользователей обладать статусной или очень красивой вещью.
Пользователи придут на такие сайты за удовольствием от визуального или иного наслаждения от показанного предмета желания.
Как использовать стратегию похоти:
- делайте акцент на визуальную составляющую в описании товара,
- постоянно подчеркивайте статусность товара,
- демонстрируйте кейсы использования товара, его характеристики, и т.д.
7. Обжорство
Мотив веб-ресурсов — постоянное потребление. По мнению докладчика, пользователи практически не уходят с таких сайтов.
Как использовать стратегию обжорства:
- показывайте товары «С этим покупают», «К этому подходит»,
- показывайте новости по этой и похожим тематикам,
- предлагайте больше кросс-ссылок и новостей.
В завершение выступления Игорь Мыслинский сделал простой, но полезный вывод: нужно знать стремления своих пользователей и давать им такую мотивацию, которая им необходима. Важно и то, что не стоит зацикливаться только на одной стратегии, а лучше всего комбинировать две или три, совместимые друг с другом.