«Если хочешь сказать мне слово, попытайся использовать рот».
Б.Б. Гребенщиков
Сколько заказов вы потеряли, потому что за день до презентации оказывалось, что часть работы не сделана или «это всё» противоречит друг другу? Ну, не стыкуется, и всё тут. А когда на встрече выясняется, что «клиент не это имел в виду»? 50%? Больше?
Если это происходит, значит, нет настоящей командной работы, нет умелого организатора и контролёра процесса. Не были вовремя заданы правильные вопросы.
Есть множество способов организации рабочего процесса. Они традиционно строятся на теориях управления, системах мотивации и других психологических и функциональных подходах. И крайне редко — на преимуществах дизайн-мышления (Design Thinking). А это, в первую очередь, умение открыто задавать вопросы. Миру, клиенту, коллегам, себе. И находить на них ответы.
Именно ответы на вопросы позволяют нам лучше понять друг друга, обсудить, уточнить, договориться. В такой инновационной и высокотехнологичной сфере, как digital, дизайн-мышление — одно из ключевых конкурентных преимуществ. Ведь в конечном итоге выигрывают обе стороны. Клиент получает наиболее эффективную реализацию своих целей и задач, агентство — лояльного заказчика и партнера.
Думаете, утопия? Скажите это Google.
Противопадёжные вопросы или как избежать факапа
Школа. Парта. Урок русского языка. И шесть родных падежей. Помните? Юное ассоциативное мышление наиболее близко к Design Thinking.
6 основных падежей (а некоторые языковеды выделяют еще 7 дополнительных) — это целый мир, разложенный на 12 базовых вопросов, которые принесут вам эффективность в любом проекте.
Именительный. Кто наш клиент? Что именно ему нужно? Что мы можем ему предложить?
Работа должна начинаться с подробно и точно выясненных потребностей клиента, грамотно сопоставленных с собственными возможностями. Только тогда папка проекта получает официальное Имя.
Родительный. Для кого | чего делаем проект?
Конкретное целеполагание, которое слишком часто остается за рамками. Для выполнения KPIs или утверждения проекта у клиента? Для портфолио? Чтобы выполнить норму прибыли? Для качественного донесения предложения потребителям? Чтобы сделать мир лучше? Или всё вместе? От наших собственных целей также зависит, считать ли потом проект успешным.
Дательный. Кому поручить каждый этап и вид работы? Чему новому мы сможем научиться в ходе проекта?
Не бывает напрасно потраченного на проект времени. Каждый час — это бесценный накопленный опыт, который позволяет двигаться вперёд и вверх. Это сильная сторона компании, позволяющая снижать издержки за счёт экономии времени и сил.
Винительный. Кого назначить ответственным за проект? Что именно принимаем за конечный результат?
Золотое правило: если за конечный результат отвечает больше одного человека, не отвечает никто. И требования к итогу и таймингу работы должны быть сформулированы предельно чётко. Согласны?
Творительный. Кем и чем мы гордимся в результате проекта?
Хвалите, отмечайте, ставьте в пример — себя и других. Если есть за что. Признание и гордость за отлично выполненную работу — это именно то, что вновь и вновь зажигает огонёк интереса и азарта в глазах.
Предложный. О ком или о чём мы могли забыть?
Хорошо ошибается тот, кто не ошибается дважды. Все нюансы предусмотреть невозможно, но чем чаще вы будете задавать себе, коллегам и, при наличии возможности, клиенту эти вопросы, тем выше вероятность успеха.
Больше трети своей жизни мы проводим на работе, так пусть она приносит удовольствие. Задавайте правильные вопросы, задавайте их чаще, вы не представляете, насколько интереснее могут стать, казалось бы, привычные дела. Эйнштейн и Леонардо да Винчи, сами того не зная, были апологетами Design Thinking. Раз за разом вынуждая мир открывать им свои тайны, они не интересовались, кто виноват и что делать? Их главным вопросом было: «Как сделать лучше?».