Есть ли разница между smm-специалистом и комьюнити-менеджером? Разумеется! - ответите вы. Но в чем?
Алексей Крехалев, генеральный директор агентства «Скрытый маркетинг» считает:
Если понимать под SMM только создание, ведение и развитие бренд-сообществ, то да, это одно и то же. Но это слишком узкое определение этого термина. SMM в общем понимании включает в себя также: мониторинг и аналитику, работу с лидерами мнений, спец-проекты, конкурсы на популярных ресурсах и многое, многое другое. Только процентов 20 из этих услуг можно отнести к комьюнити-менеджменту.
По версии издания
Откуда путаница?
Путаница часто начинается с описания должностей. Крупные организации зачастую не стремятся подчеркивать различия между этими новыми быстро развивающимися специальностями. А потому, стараются найти и описать лишь общие черты этих ролей.
Другой аспект размывания и дублирования этих ролей это специфика бизнеса. B2B и B2C компании предъявляют очень разные требования к этим специалистам.
Обратите внимание, что в мире B2B, где покупателями являются, как правило, другие организации, граница между ролями SMM-менеджера и комьюнити-менеджера может быть более четко определена, чем в сфере B2C.
B2B и B2C обладают разной информацией и потребностью в отношениях, и продажи требуют различного уровня непрерывного участия и поддержки.
В B2C все внимание в первую очередь сосредоточено на индивидуальных потребителях и социальных медиа каналах, которые охватывают широкую аудиторию.
С другой стороны для B2B-компаний глубина взаимодействия может быть гораздо больше и сложнее. Поскольку цикл покупки может быть длиннее, а потенциальный доход гораздо больше, B2B сосредоточены на создании более глубокой и тесной связи с покупателем как в онлайн, так и в офлайн.
В B2B организациях SMM-специалист является частью маркетинга и PR, направленного по большей части за пределы компании. Комьюнити-менеджеры имеют некоторые внешние обязанности, но связаны в основном с внутренней работой в сообществах компании.
Чем измерять?
Различия особенно заметны при оценке KPI каждой роли. Конечно, обе роли могут разделить ответственность за часть успешных метрик и будут нуждаться в эффективных партнерских отношениях для достижения результатов.
Вот краткая таблица ключевых KPI, подотчетности Комьюнити-менеджера и SMM-специалиста в B2B, которую предлагает Vanessa DiMauro, бизнес-консультант по социальной B2B стратегии, генеральный директор Leader Networks:
B2B: задачи и показатели эффективности |
Роли |
Подотчетность |
Лидогенерация |
SMM-специалист |
Отдел маркетинга |
Повышение осведомленности клиентов о продуктах/услугах |
SMM-специалист |
Отдел маркетинга |
Видимость компании, продуктов, услуг или заявления лидеров |
SMM-специалист |
Отдел маркетинга |
Увеличение продаж |
SMM-специалист |
Отдел продаж |
Посещение мероприятий |
SMM-специалист на общих каналах, Комьюнити-менеджер в сообществах соцсетей
|
Отдел маркетинга |
Вопросы клиентов о товаре/ услуге |
Комьюнити-менеджер
|
Клиентская поддержка |
Обратная связь с клиентами |
Комьюнити-менеджер
|
Продакт-менеджмент |
Удержание и лояльность клиентов |
Комьюнити-менеджер
|
Отдел продаж |
Сокращение контактных центров/ расширение возможностей клиентов помогать друг другу |
Комьюнити-менеджер
|
Клиентская поддержка |
Увеличение использования продуктов компании |
Комьюнити-менеджер
|
Продакт-менеджмент |
А в России?
Виктория Димитрюха, руководитель отдела SMM, Molinos.RU считает:
Этим специалистам требуется различный набор знаний и умений. Так, SMM-специалист должен разбираться не только в социальных сетях, но и интернет-маркетинге в целом, рекламных и pr-технологиях.
У комьюнити-менеджера иные задачи - ему необходимо знать основы копирайтинга, психологию поведения участников сообществ.
Комьюнити-менеджеры работают исключительно в рамках собственных сообществ бренда; smm включает в себя все виды работ в социальных сетях. Оба специалиста должны работать в связке.
Что касается расчёта эффективности каждого:
KPI комьюнити-менеджера могут быть, например: активность аудитории, степень вовлеченности и ее динамика за период. SMM-специалист отвечает за количество привлеченных в сообщества, вектор мнений о бренде в социальных сетях, эффективность промо-кампаний и ряд других показателей, - отмечает Виктория.
Противоположного мнения придерживается Алексей Киселев, редактор проекта «
Мы недавно проводили вебинар о том, какие бывают проекты в SMM и какие специалисты нужны в командах разных проектов. Там мы подробно разобрали такое вредное, на наш взгляд, явление, как «SMM-специалист» или «SMMщик». Кто это? Что это за зверь?
На мой взгляд – это просто обобщающее определение, которое не обозначает конкретных компетенций конкретного специалиста, но намекает на его причастность к Social Media.
Есть редакторы, авторы, media-планеры, дизайнеры, креативные менеджеры, стратеги, target-менеджеры, менеджеры проектов, комьюнити-менеджеры, аналитики и т.д. и т.п. У каждого своя зона ответственности, свои задачи, свои уникальные компетенции. Комьюнити, например, отвечает непосредственно за коммуникации – их планирование, их ведение. И KPI у комьюнити соответствующие. В зависимости от проекта, это: активность аудитории сообщества, соблюдение тематики и политики коммуникаций, количество ответов на вопросы и нивелированных негативных упоминаний, скорость реакции. Комьюнити-менеджера можно назвать SMM-специалистом, и менеджера проектов - тоже можно. Но задачи у них разные, KPI – разные, набор компетенций – разный. Так что KPI SMM-специалиста зависят от того, какая у него зона ответственности.