Все в природе проходит стадии рождения, взросления, зрелости, умирания. И предотвратить или замедлить ход жизни практически нереально. Свои фазы жизни имеют и онлайн-сообщества, правда, в отличие от живых организмов, этими фазами можно управлять.
Определив, на какой стадии жизни находится ваше сообщество в данный момент, вы можете разработать стратегию дальнейшего развития. Цель любого интернет-сообщества – добраться до фазы зрелости и остаться там (в идеале навсегда).
Рассмотрим более подробно, какие ступени развития проходит сообщество.
1. Рост
- приглашение новых пользователей, которые являются целевой аудиторией сообщества;
- основное внимание сосредоточено на развитии индивидуальных отношений с каждым членом группы;
- размещаемый контент связан с тематикой сообщества;
- стимулирование каждого пользователя участвовать в деятельности внутри сообщества.
2. Становление
- активные участники приглашают пользователей из своего контакт-листа присоединиться к сообществу;
- основное внимание сосредоточено на продвижении сообщества новым участникам;
- построение отношений с наиболее активными членами группы с целью поддерживать их активность и влиять на неактивных пользователей;
- стимулирование пассивных пользователей проявлять активность в тех сферах, где высокий уровень вовлечения.
3. Устойчивое развитие/зрелость
- онлайн-сообщество не требует сильного вмешательства, так как само поддерживается пользователями;
- основное внимание сосредоточено на привлечении самых активных членов группы. Они выполняют такие задачи, как привлечение новых участников, публикация контента, создание мероприятий, построение отношений с другими пользователями и т.д.;
- контент и обсуждения внутри сообщества сосредоточены на нескольких темах (которые, впрочем, все еще связаны с целями и тематикой группы);
- пользователи проводят больше времени в сообществе, так как испытывают эмоциональную потребность и имеют возможности влиять на развитие сообщества и его участников.
4. Упадок
- высокая активность и разнообразие тем для обсуждения приводят к тому, что пользователи чувствуют себя оторванными от сообщества, считают, что их голос не может быть услышан;
- пользователи не чувствуют связи с другими членами сообщества из-за роста числа участников;
- вовлеченность начинает снижаться из-за большого количества супер-активных пользователей, которые управляют или ведут большинство дискуссий;
- администраторы сообщества вынуждены сосредоточиться на разделении группы на подгруппы (основанные на интересах, демографии и т.д.), чтобы вернуть чувство общности участникам.
5. Перефокусировка
- если сообщество находится на стадии упадка в течение длительного времени, администраторам остается 2 варианта: попытаться возвратить группу к устойчивому развитию или продолжать саморазрушение и быть готовыми встретить возможную смерть;
- для возвращения к фазе устойчивости могут потребоваться новые цели. Ключ к успеху – понимание того, насколько сообщество отвечает интересам и потребностям каждого ее члена.
Важно понять, на какой стадии находится ваше сообщество в данный момент. Если сообщество медленно, но верно скатывается к упадку, стоит обратить внимание на 3 момента:
Активность
Определите количество пользователей, которые регулярно проявляют активность. Вам необходимо сосредоточиться на деятельности каждого участника. Сообщество с 15 активными членами намного лучше, чем 10 тыс. неактивных пользователей.
Приверженность
Для измерения приверженности сообществу можно посмотреть на время, которое требуется пользователям, чтобы включиться в обсуждение, число статей/постов/лайков на каждого члена группы или среднее количество ответов на каждый пост и т.д.
Чувство принадлежности
Чувство принадлежности включает в себя несколько параметров:
- ощущение принадлежности: чем участники сообщества делятся друг с другом, насколько релевантен контент для каждого пользователя, как сообщество обращается к эмоциям людей;
- мотивация: получают ли пользователи поощрение за вклад в сообщество, могут ли они повлиять на развитие группы (что-то изменить в ней), интересуетесь ли вы мнением участников сообщества, их идеями, пишете ли о достижениях;
- реализация потребностей: люди хотят быть частью значимого сообщества, люди хотят находиться в сообществе с высоким уровнем компетенций. Демонстрируйте высокий уровень знаний по теме, приглашайте известных экспертов отрасли, продвигайтесь, чтобы повысить свой престиж.
- установление отношений с участниками сообщества: используйте любые возможности, чтобы взаимодействие пользователей происходило чаще (мероприятия, вебинары, чаты и т.д.). Не бойтесь публиковать спорные посты, давая возможность пользователям выражать свое мнение. Празднуйте важные даты и события, публикуйте фотографии с мероприятий, этим вы показываете, что сообщество живет и процветает. Благодарите участников за их активность.
Определив, на какой стадии находится ваше сообщество, вы сможете выработать грамотную стратегию развития. Многие компании бывают озадачены на первых этапах жизни группы, потому что используют тактики, которые подходят для зрелых сообществ. Не стоит сравнивать себя с популярными сообществами на первых порах. Лучше начать с малого, ответив себе на вопрос, почему люди хотят быть частью именно вашего сообщества. Это послужит залогом стабильности в будущем.
По материалам: The Online Community Life Cycle...Where Are You?