Grizzly Digital Company

Grizzly Digital Company

Зачем бизнесу миссия и как ее разработать

Зачем бизнесу миссия и как ее разработать
26 сентября 2022

Миссия – это дело, которому служит компания, смысл ее существования. Она показывает, какую ценность бизнес представляет для покупателей, для чего создана организация и к чему стремится помимо финансового интереса. Сформулирована миссия обычно в недлинную, понятную фразу.

Например, McDonald's видит свое предназначение в том, чтобы «быстро и качественно обслуживать большое количество посетителей, используя стандартный набор продуктов». А Mary Kay хочет «сделать жизнь женщин лучше с помощью косметики и предоставить им возможность построить карьеру».

В обоих случаях речь идет о пользе для клиентов, а не о финансовых целях компаний.


Миссия помогает ответить на 3 вопроса об организации:

  • Зачем она существует?
  • Кому хочет помочь?
  • Как собирается это сделать?

Кроме этого, на базе миссии формируется стратегическая составляющая бизнеса: принципы, цели, позиционирование, отличия от других участников рынка, роль в обществе.

Это своеобразная философия компании, которая позволяет:

  • транслировать видение организации;
  • управлять внутренней и внешней коммуникацией;
  • мотивировать сотрудников к достижению общих целей;
  • формировать положительный имидж компании.

Когда перед сотрудниками встает неоднозначный выбор, ответ на вопрос «А созвучно ли это с миссией нашей компании?» поможет принять правильное решение.

Можно ли обойтись без миссии?

Многие компании существуют долгие годы без какой-либо философии. Не все ставят перед собой возвышенные цели. К необходимости выполнять миссию нужно прийти.

Предположим, у вас и так все отлично: прибыльный бизнес, мотивированные сотрудники, довольные клиенты. Нет необходимости что-то придумывать. Но если вы захотите двигаться дальше, то миссия может стать ступенькой в развитии.

Например, люди недоумевают, почему успешный бизнесмен вдруг предлагает бесплатные курсы. Зачем? А он просто «дорос». Это как в психологии с пирамидой Маслоу: все базовые потребности удовлетворены и остается главная – самоактуализация, когда хочется, так сказать, оставить след в истории.


Как разработать бизнес-миссию?

Если чувствуете, что бизнесу необходима миссия, приступайте к разработке:

  1. Проанализируйте ситуацию. Опишите сферу своей деятельности, ЦА, проблемы клиентов, которые решает компания, ее ценности, какой след стремится оставить организация. Определите, чем отличаетесь от конкурентов.
  2. Изучите опыт успешных организаций. Так поймете, какая позиция вам ближе, а какие формулировки оставляют равнодушными.
  3. Объедините ответы в текст. Он должен быть небольшим и отражать образ вашей компании. Иногда в итоге получается краткое УТП, но более вдохновленное. Не используйте сложные предложения, витиеватые фразы и узкоспециализированные термины, которые будут понятны ограниченному кругу людей.
  4. Отредактируйте записи. Нужно сократить текст и оставить самую важную информацию, которая поместится на слайд презентации.
  5. Протестируйте результат. Дайте почитать миссию коллегам, сотрудникам и людям вне компании. Важно, чтобы ваша мысль была понятна другим и действительно соответствовала образу организации.

Запишите замечания и впечатления людей после прочтения. Подумайте, такого ли отклика ждете. Если нужно, доработайте миссию и протестируйте повторно. Только не увлекайтесь правками, их можно делать бесконечно.


Ошибки при описании миссии

Некоторые путают миссию с целью. Последняя – более узкое понятие, которое обозначает достижение желаемого, ограниченного во времени результата. Миссия же несет посыл в общество о деятельности организации. При ее формулировании не нужно:

  • Упоминать о прибыли. И так ясно, что любой бизнес предполагает получение материальных благ.
  • Использовать абстрактные понятия, шаблонные фразы. Например, «Совместная работа и жизнь для всеобщего блага». Это миссия Canon, по которой невозможно определить, про какую деятельность речь, каким способом они хотят приносить пользу.
  • Описывать выдуманные стремления. Если миссия – лишь красивая, неработающая фраза, люди это поймут.

Если не о чем писать – не пишите, иначе получится шаблон, который можно применить к любой фирме. Например: «Стремимся быть лидерами на рынке…(впишите нужную сферу деятельности), повышать качество продукции и сервиса, заботиться о клиентах и предлагать лучшие…(добавьте продукт)».

Примеры удачных формулировок

В заключение приведем несколько отлично сформулированных, на наш взгляд, миссий:

  • Google: «Систематизировать всю информацию в мире и сделать доступной каждому пользователю».
  • Toyota: «Сплотить усилия и объединить труд людей на основе строительства качественных автомобилей».
  • Danone: «Нести здоровье людям через продукты питания».
  • Alibaba: «Устранить любые барьеры между покупателем и продавцом».
  • Twitter: «Дать возможность каждому обмениваться идеями и информацией мгновенно, без барьеров».

Помните, миссию не нужно притягивать за уши. Стремление к чему-то большему, кроме зарабатывания денег, должно быть искренним. Если у компании некачественный продукт, низкий уровень сервиса, недовольные маленькой зарплатой сотрудники, то никакие формальные фразы о светлом и чистом не спасут ситуацию. А есть ли миссия у вашей компании?

Рейтинг 5, голосов 5

Комментарии

0 комментариев
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт через:
Или выберите имя:

Используйте для пароля только буквы латинского алфавита и цифры от 0 до 9. Длина пароля должна быть не менее шести символов.

Будь в курсе

Главные новости, кейсы и статьи за месяц – у тебя в почте:

Отправляя форму, вы принимаете условия обработки персональных данных