Миссия – это дело, которому служит компания, смысл ее существования. Она показывает, какую ценность бизнес представляет для покупателей, для чего создана организация и к чему стремится помимо финансового интереса. Сформулирована миссия обычно в недлинную, понятную фразу.
Например, McDonald's видит свое предназначение в том, чтобы «быстро и качественно обслуживать большое количество посетителей, используя стандартный набор продуктов». А Mary Kay хочет «сделать жизнь женщин лучше с помощью косметики и предоставить им возможность построить карьеру».
В обоих случаях речь идет о пользе для клиентов, а не о финансовых целях компаний.
Миссия помогает ответить на 3 вопроса об организации:
- Зачем она существует?
- Кому хочет помочь?
- Как собирается это сделать?
Кроме этого, на базе миссии формируется стратегическая составляющая бизнеса: принципы, цели, позиционирование, отличия от других участников рынка, роль в обществе.
Это своеобразная философия компании, которая позволяет:
- транслировать видение организации;
- управлять внутренней и внешней коммуникацией;
- мотивировать сотрудников к достижению общих целей;
- формировать положительный имидж компании.
Когда перед сотрудниками встает неоднозначный выбор, ответ на вопрос «А созвучно ли это с миссией нашей компании?» поможет принять правильное решение.
Можно ли обойтись без миссии?
Многие компании существуют долгие годы без какой-либо философии. Не все ставят перед собой возвышенные цели. К необходимости выполнять миссию нужно прийти.
Предположим, у вас и так все отлично: прибыльный бизнес, мотивированные сотрудники, довольные клиенты. Нет необходимости что-то придумывать. Но если вы захотите двигаться дальше, то миссия может стать ступенькой в развитии.
Например, люди недоумевают, почему успешный бизнесмен вдруг предлагает бесплатные курсы. Зачем? А он просто «дорос». Это как в психологии с пирамидой Маслоу: все базовые потребности удовлетворены и остается главная – самоактуализация, когда хочется, так сказать, оставить след в истории.
Как разработать бизнес-миссию?
Если чувствуете, что бизнесу необходима миссия, приступайте к разработке:
- Проанализируйте ситуацию. Опишите сферу своей деятельности, ЦА, проблемы клиентов, которые решает компания, ее ценности, какой след стремится оставить организация. Определите, чем отличаетесь от конкурентов.
- Изучите опыт успешных организаций. Так поймете, какая позиция вам ближе, а какие формулировки оставляют равнодушными.
- Объедините ответы в текст. Он должен быть небольшим и отражать образ вашей компании. Иногда в итоге получается краткое УТП, но более вдохновленное. Не используйте сложные предложения, витиеватые фразы и узкоспециализированные термины, которые будут понятны ограниченному кругу людей.
- Отредактируйте записи. Нужно сократить текст и оставить самую важную информацию, которая поместится на слайд презентации.
- Протестируйте результат. Дайте почитать миссию коллегам, сотрудникам и людям вне компании. Важно, чтобы ваша мысль была понятна другим и действительно соответствовала образу организации.
Запишите замечания и впечатления людей после прочтения. Подумайте, такого ли отклика ждете. Если нужно, доработайте миссию и протестируйте повторно. Только не увлекайтесь правками, их можно делать бесконечно.
Ошибки при описании миссии
Некоторые путают миссию с целью. Последняя – более узкое понятие, которое обозначает достижение желаемого, ограниченного во времени результата. Миссия же несет посыл в общество о деятельности организации. При ее формулировании не нужно:
- Упоминать о прибыли. И так ясно, что любой бизнес предполагает получение материальных благ.
- Использовать абстрактные понятия, шаблонные фразы. Например, «Совместная работа и жизнь для всеобщего блага». Это миссия Canon, по которой невозможно определить, про какую деятельность речь, каким способом они хотят приносить пользу.
- Описывать выдуманные стремления. Если миссия – лишь красивая, неработающая фраза, люди это поймут.
Если не о чем писать – не пишите, иначе получится шаблон, который можно применить к любой фирме. Например: «Стремимся быть лидерами на рынке…(впишите нужную сферу деятельности), повышать качество продукции и сервиса, заботиться о клиентах и предлагать лучшие…(добавьте продукт)».
Примеры удачных формулировок
В заключение приведем несколько отлично сформулированных, на наш взгляд, миссий:
- Google: «Систематизировать всю информацию в мире и сделать доступной каждому пользователю».
- Toyota: «Сплотить усилия и объединить труд людей на основе строительства качественных автомобилей».
- Danone: «Нести здоровье людям через продукты питания».
- Alibaba: «Устранить любые барьеры между покупателем и продавцом».
- Twitter: «Дать возможность каждому обмениваться идеями и информацией мгновенно, без барьеров».
Помните, миссию не нужно притягивать за уши. Стремление к чему-то большему, кроме зарабатывания денег, должно быть искренним. Если у компании некачественный продукт, низкий уровень сервиса, недовольные маленькой зарплатой сотрудники, то никакие формальные фразы о светлом и чистом не спасут ситуацию. А есть ли миссия у вашей компании?