Когда выбираете форматы, темы, ключевые слова, цели или способы продвижения, важно смотреть не только на исторические данные по своему YouTube-каналу, но и учитывать, что и как делают конкуренты – похожие тематические площадки с пересекающейся целевой аудиторией:
- каких результатов уже достигли и как быстро двигаются дальше;
- что в среднем по вовлеченности на видео;
- какой контент зашел успешно, а какой – провалился;
- какие ключевые слова и теги используют и т. д.
Разбираемся, как сначала найти, а затем проанализировать конкурентные YouTube-каналы.
Ищем тематические YouTube-каналы с похожей аудиторией
Есть несколько способов найти YouTube-каналы, конкурирующие примерно за одну аудиторию. Лучше использовать разные варианты, чтобы собрать список побольше и поинтереснее.
1. Поиск
Можно задать в поиске несколько основных ключевых слов, по которым продвигается YouTube-канал, и увидеть видео с каналов, которые конкурируют по тем же самым запросам.
Если не занимались оптимизацией и пока не подобрали список ключевых слов, можно взять запросы, по которым канал уже ищут и находят. Такая информация есть в «Творческой студии» в отчете «Источник трафика: поиск на YouTube».
Аналогично можно поискать конкурентов по хештегам – это дополнительные слова и фразы, отражающие определенную тематику, рубрику видео. Поисковая выдача по обычным запросам и хештегам, оформленным с помощью решетки – разная.
2. Рекомендуемые видео
Снова нужен отчет «Творческой студии», только немного другой: «Источник трафика: рекомендуемые видео». Он показывает похожие тематические ролики, с которых зрители перешли на ваши. Каналы, на которых загружены такие видео, можно считать конкурентными – ведь у вас с ними общая целевая аудитория.
Не менее полезный отчет – «Другие видео, интересные вашим зрителям». Правда, он показывает статистику только за последнюю неделю, а у молодых каналов данных для отображения часто не хватает.
3. Рейтинговые сервисы и биржи блогеров
Как вариант – можно подобрать дополнительные каналы с помощью рейтингов (Whatstat, Livedune) и бирж (Epicstars, Vlogster, Prolog). В тематических рубриках первых можно найти топовых блогеров, у вторых – и середнячков, и новичков. Эти же инструменты пригодятся для анализа конкурентов.
Отслеживаем и анализируем конкурентов по важным показателям
Определили конкурентные YouTube-каналы, теперь можно регулярно (например, раз в две недели) собирать полезные данные, оценивать конкурентов по различным показателям. (Удобнее будет свести всю информацию в сравнительную таблицу и периодически обновлять.)
1. Ручной анализ и браузерные расширения
Начать можно с базовых метрик создания и продвижения: подписчиков, просмотров, количества видео. Эту информацию можно узнать и в самом YouTube по умолчанию, и с помощью специальных инструментов: VidIQ, TubeBuddy, Clever.
Такие инструменты также помогут собрать дополнительные, и, возможно, даже более важные данные. Например, скорость набора просмотров, количество подсказок и заставок, ключевые слова и теги, позиции в поиске, вовлеченность.
2. Платформы аналитики социальных медиа
Помогут автоматизировать анализ конкурентов, то есть регулярно собирать ключевые показатели (вовлеченность, просмотры, оптимальное время публикации и др.), оценивать их в динамике и ретроспективе, сравнивать по ним разные каналы.
Если при работе с браузерными расширениями можно обойтись бесплатным функционалом, то SMM-платформы (LiveDune, FanPage Karma, Popsters) требуют подписку. Однако этот вариант очень удобный, если у вас не только YouTube, но и другие социальные медиа и мессенджеры.
3. Биржи блогеров и рейтинговые сервисы
В их базах – далеко не все YouTube-каналы, но по тем, что есть, можно получить гораздо больше данных, чем дают расширения и SMM-сервисы. Например, примеры рекламного контента, информацию по демографии, географии и стоимости рекламы, расчетный доход с Google AdSense.
Большинство инструментов (Prolog, Vlogster, Socialblade, Whatstat) бесплатные, некоторыми (например, Epicstars, Getblogger) можно пользоваться только после пополнения счета / покупки подписки.
Подытожим
Конкурентный анализ – вкупе с аналитикой собственного YouTube-канала – дает много полезных данных для принятия важных решений:
- постановки целей продвижения (KPI по подписчикам, просмотрам, вовлеченности и др.);
- выбора тем и форматов, правил оптимизации и оформления видео;
- определения оптимальной частоты публикаций, длительности роликов и т. д.
Результаты поиска и анализа конкурентов на YouTube также пригодятся для платных способов раскрутки. Так, информацию о подписчиках и вовлеченности, список ключевых слов (тегов) и самих конкурентных каналов можно использовать для настройки видеорекламы (продвижения в YouTube через Google Ads).