Канадский писатель и психолог Крис Бэйли выделил три категории продуктивности: оптимизация управления временем, вниманием и энергией. Чаще всего люди уделяют большее внимание последнему аспекту, читая мотивирующие книги, планируя будущее и составляя списки. Но в условиях XXI века этого уже не достаточно.
О способе повысить свою продуктивность путем управления временем и вниманием, изданию рассказала Яна Батина – сертифицированный тренер по скорочтению, основательница «Академии суперспособностей».
Скорочтение – это не просто быстро прочитать книгу. Оно улучшает память, концентрацию и личную эффективность. Скорочтение увеличивает скорость чтения абсолютно любых текстов: книг нон-фикшн, рабочих документов, писем, сообщений в мессенджерах и даже художественной литературы. Я практикую скорочтение уже более 8 лет и с уверенностью могу сказать, что чем раньше вы освоите этот навык, тем легче вам будет идти по своему профессиональному и личному пути.
С учениками мы всегда начинаем курс с прокачки скорости работы мозга, что помогает не только в развитии скорости чтения, но и при работе над профессиональными задачами. Освоение навыка скорочтения можно разделить на 5 блоков. Важно, чтобы все блоки шли почти в параллельной, а не линейной последовательности.
1 блок. Разгоняем скорость работы мозга
Прежде чем тренировать техники скорочтения, необходимо ускорить работу мозга, потому что если вы будете читать быстро, но при этом мозг будет не готов воспринимать информацию на скорости чтения, результат вас не порадует. В настоящее время существует огромное количество всевозможных тренажеров, головоломок и даже приложений на телефон для ускорения работы мозга.
2 блок. Убираем привычки, мешающие читать быстро
Регрессии – это возврат к уже прочитанному тексту. Появляются из-за неуверенности в корректном понимании прочитанного, чаще всего возникают из-за слабой концентрации. Регрессии можно проработать при помощи упражнения «шторка». Необходимо закрывать прочитанный текст листом однотонной бумаги. Выполняя это упражнение, вы также можете ускорить чтение, если будете быстрее закрывать прочитанный текст «шторкой».
Отсутствие концентрации – когда вы читаете текст, а ваши мысли витают в облаках. Для тренировки концентрации также есть специальное упражнение. Выберите какой-то объект в комнате, например, чашку на рабочем столе и смотрите на нее в течение 3 минут. Главная задача – во время упражнения думать только о чашке, если мысли начнут убегать, их необходимо перевести обратно на чашку. В процессе тренировок необходимо постепенно увеличивать время концентрации на предмете до 5–10 минут.
Неумение вовлечь себя в читаемый текст. К сожалению, не все авторы пишут интересно. У каждого текста есть своя цель: если художественное произведение вовлекает нас в сюжет, раскрывая образы героев, то, например, научная статья будет представлять из себя более сухое изложение фактов.
Важно научиться вовлекаться в любой текст. В этом поможет постановка цели чтения. Так, если вы читаете научную статью, ваша основная цель – получение информации.
3 блок. Учимся контролировать артикуляцию
При чтении так же, как и при разговоре, работает рече-двигательный аппарат, другими словами – задействованы губы, зубы, нёбо и язык. Главное отличие человека, который владеет скорочтением, и человека, который им не владеет, заключается в том, что при чтении про себя у первого рече-двигательный аппарат не задействован. При этом у человека, не владеющего скорочтением, на пути в мозг у информации возникает дополнительный барьер – проговаривание текста.
От артикуляции не получится избавиться полностью, так как это наша физиология, однако можно научиться ее контролировать. Нужно быть готовыми к тому, что это долгий и сложный процесс. Как тренер по скорочтению скажу, что на скорости 800–1000 слов в минуту спокойно можно читать и без подавления артикуляции.
4 блок. Развиваем периферическое зрение
Без развитого периферического зрения человек не сможет освоить техники скорочтения и так и будет читать по словам, как его научили в школе. Тренировка периферического зрения – это подготовительный этап к изучению техник скорочтения.
5 блок. Осваиваем техники скорочтения
Существуют разные уровни чтения. Базово мы читаем на 1 уровне по слову, как учили в школе. Следующий уровень чтения – это чтение фразами и предложениями, дальше идет чтение по диагонали, вертикальное чтение и пятый уровень – фоточтение. Оно основано на фотографировании и визуальном запоминании. Принцип тот же, что и с фотоаппаратом – сначала зафиксировали текст в сознании, а потом уже подключаем мыслительные процессы для понимания написанного.
Если бы в скорочтении был «черный пояс», то это было бы именно фоточтение. Данную технику используют разведчики и шпионы, когда нужно быстро прочитать информацию и уничтожить носитель. На курсе мы, как правило, разбираем 2, 3 и 4 уровни, чтобы у учеников была возможность самостоятельно выбрать ту технику, которая нравится больше всего.
Вместо заключения
В условиях современной действительности крайне важно использовать все возможности для повышения своей личной продуктивности. Все мы знаем, что в теории для экономии нашего времени необходимо использовать тайм-менеджмент, но существует и такой практический инструмент как скорочтение, без которого я и мои ученики уже не представляем свои жизни.