Партнерский материал
Для многих фраза «белорусский SMM» звучит также насмешливо, как пресловутая «зарплата по 500». Мол его не было, нет и не будет. Но так ли это? И вообще, что можно исправить в данной ситуации, чтобы «белорусский SMM», стал, как Цой, «жил, жив и будет жить»?
По мнению основателей Академии Rocket Алексея Купреева и Сергея Сердюкова, необходимо наладить между игроками рынка четкую коммуникацию. Например, собраться, подобно рыцарям, за круглым столом и вступить в диалог. Проблемы на рынке есть, этого никто не отрицает. Но вместо того, чтобы сидеть по норам и продолжать вешать клиентам лапшу на уши, лучше выйти из сумрака и начать эти проблемы решать.
В чем же трудности на белорусском рынке SMM?
1. Отсутствует понимание, за что платит клиент
Отсутствие единого ценообразования на рынке маркетинговых услуг в социальных сетях привело к тому, что в тендерных предложениях участвуют и те, кто за 500$ сделает рекламную кампанию, и те, кто оценивает свою работу в 5000$. Почему цены такие разные? Зачем платить больше? У клиентов отсутствует понимание. Поэтому до сих пор бытует стереотип, что SMM не работает.
Прозрачность рекламного рынка позволит digital-агентствам делать свой бизнес более гибким, а взаимоотношение с клиентами — ясным. После выстраивания четкой системы участники рынка открыто смогут бороться между собой. То есть использовать демпинг, сервис, креатив.
2. Белорусский рынок SMM переживает застой
Беларусь, к сожалению, нельзя назвать ни новатором, ни передовиком в мире digital. Регулярные встречи игроков рынка позволят обмениваться опытом, знаниями, компетенциями. Тем самым им станет легче форсировать развитие SMM на территории СНГ. Рынок начнет двигаться быстрее, исчезнет временной лаг и сократится отставание с Америкой и Европой.
Открытые диалоги послужат стартом для формирования единой ассоциации, которая сможет закупать дорогостоящие сервисы для совместного использования. Или вообще выступит в роли официального представителя такого сервиса.
Обмен кейсами позволит узнать, например, кто какими показателями достигает KPI. Исчезнут споры вокруг того, что лучше, таргетинг или контент.
3. Отсутствуют качественные кадры на рынке SMM-специалистов
Эта проблема особенно остро становится, когда в команду требуется крутой ас. А на 20 соискателей приходится только 1 качественный спец, которого все равно приходится доучивать, переучивать и раскачивать, чтобы он раскрыл свой потенциал. Во многом это связано с тем, что нет четких критериев для оценки работы SMM-специалистов. Отсутствует структура интеграции потенциального сотрудника в систему.
Рынок digital волатильный и непонятный для тех, кто хочет в него войти. Нет экосистемы. Например, сидит студент в университете на факультете маркетинга и думает, как же ему попасть в крутую компанию? Где искать стажировки? Куда потом можно устроиться? Откуда берутся кейсы? И зачем они нужны?
Общими усилиями необходимо выстроить четкую структуру, которая позволит растить крутых спецов, хантить их и переставать втихую переманивать сотрудников. В противном случае продолжит множиться количество неопытных фрилансеров, которые своими странными и необоснованными ценами будут стопорить развитие белорусского рынка SMM.
Такие встречи и круглые столы, при условии, что они привлекают внимание общественности, усилят приток крутых кадров внутрь системы.
4. Слабая конкуренция
Постоянное совместное развитие в рамках круглых столов между агентствами, обмен опытом, кадрами и другими качественными показателями позволит сформировать сильных игроков на рынке, увеличить их количество. Так, конечно же, увеличится конкуренция. А значит, ускорится развитие рынка digital-услуг в Беларуси и СНГ. Агентствам уже некогда будет заниматься чернением других, они будут стремиться превзойти их качеством, инструментарием, кейсами.
Похоже на утопию?
В ресторанном бизнесе коммуникация между участниками рынка уже практикуется. Ресурсный рынок открыт. И если вы хотите открыть заведение, рестораторы поделятся собственными поставщиками, опытом. А вам уже придется выезжать за счет сервиса, интерьера, идеи. Благодаря этому сегодня вечером вы будете решать, в какое кафе отправиться не 2 минуты, а добрых полчаса.
Хотите увидеть, как это получится на рынке digital-услуг? Приходите на конференцию BIG SMM DAY, которая состоится 18-20 ноября. Именно там пройдет первый круглый стол для игроков белорусского рынка SMM, где они обсудят все эти наболевшие вопросы.