Невозможно достичь больших результатов, делая работу одному даже на высочайшем уровне. Потому мы, владельцы бизнеса и руководители, принимаем решение нанимать сотрудников и передавать им оперативное управление в рамках занимаемых должностей. Бизнес – командная игра, а группа людей не всегда является командой.
Карантин заставил почти всех из нас поработать с командами удаленно. По результатам исследования Аналитического центра НАФИ 82% предпринимателей отметили снижение эффективности сотрудников после перехода на удаленный формат работы. Моя команда – не исключение, в первый месяц тоже почувствовали спад.
Основной причиной снижения эффективности работников, у нас также, как и по результатам опроса НАФИ, стали сложности дистанционного решения вопросов, эту причину указали 55% опрошенных. Справится с данной проблемой нам помог ряд инструментов управления, направленный на усиление каналов коммуникации в команде.
Чат компании
Сотрудникам необходимо создать место, где они могут свободно коммуницировать. В научных работах доведено, что работа не выходя из дома порождает дефицит общения и последующая социальная депривация, которая, в свою очередь, повышает риск депрессии, а значит и снижает эффективность.
По своей команде заметил, что если сотрудники внутри отдела хоть как то общаются общаются, то в рамках всей компании – нет. По этой причине они теряют важность своего вклада в общее дело и перестают чувствовать себя причастными к достигнутым результатам. Для этого мы создали чат компании, где каждый член команды может написать о полученном сверхрезультате. Конечно, есть определенные требования к новости – четкость, понятность, наличие цифр.
Вебинары основателя
В книге «Как управляют лучшие» Брайан Трейси говорит – «Вы должны мотивировать людей, чтобы они воплощали ваше видение, разделяли, выполняли поставленные задачи и достигали целей, а также принимали миссию компании такой, какой ее видите вы.»
Первое лицо компании – всегда самый стабильный человек для сотрудников. Это важно понимать и принимать.
Даже владелец, который не втянут в оперативное управление, должен находить время вдохновлять, нацеливать, показывать будущее, куда идет компания и какими путями.
Когда объявили о карантине, я провел оперативное собрание, на котором рассказал о целях, напомнил, чего мы достигли за время работы, вдохновил на свершения. Уверен, это один из сильнейших инструментов, который помог компании стабильно пройти карантин и нацелить на эффективную работу сотрудников.
Ежедневное согласование действий
Еще один базовый инструмент – координации. Это когда сотрудники собираются каждый день, где отчитываются друг перед другом о проделанной работе, согласовывают планы.
В моих компаниях ежедневные координации – неотъемлемая часть рабочего процесса, которая помогает устранить задвоение задач, скорректировать неоптимальности и направить свое внимание на достижение результата. А также это действие не позволяет сотрудникам работать «вразвалочку» и оставлять все на последний день недели.
При ежедневных координациях у сотрудников не получится сделать, как говорил Александр Фридман - «Результат по-русски – это отсутствие результата и красивый рассказ о том, почему не получилось».
Общее собрание сотрудников
Чтобы поддержать командный дух, нужно, чтобы каждый игрок понимал свою роль, знал, что происходит с игрой в целом.
По исследованию Microsoft 52% опрошенных чувствуют себя более ценными в качестве удаленного участника на собраниях, потому что теперь все находятся в одной виртуальной комнате.
Именно поэтому считаю одним их самых эффективных инструментов командообразования собрание персонала.
У нас собрание проходит еженедельно по определенному плану. Начинается с приветствия директора или владельца, рассказа об успехах всей сети, планах, достижениях, целях. Затем руководители подразделений показывают графики статистик, рассказывают отчет и план по своим отделам. Даются благодарности сотрудникам за особые достижения. И владелец подводит итог, вдохновляя всех сотрудников на новую рабочую неделю.
Зарядки
Для моей команды при переходе на удаленку вызовом стало быстрое включение в работу утром, что сказывалось на эффективности. Решением этой проблемы стали утренние зарядки. По подразделениям сотрудники с включенными камерами встречались и делали физупражнения. Согласитесь, спросонья в пижаме не хочется показываться перед коллегами.
Обязательным во время всех встреч является включенная камера. Это тоже инструмент командообразования.
Заставьте сотрудников одеться красиво, причесаться и общаться с коллегами, тем более компания оплачивает эти встречи сотрудникам как рабочее время.
Главная ошибка – снижение требовательности в период «турбулентности»
Кризис – время повышенной нагрузки и сложностей. В этот трудный период по какой-то странной причине многие руководители снижают уровень ожиданий и количество произведенного ценного конечного продукта. Начинают требовать меньше от подчиненных, нежели раньше.
Это неправильное положение дел, которое погубит компанию. Сегодня люди делают много ошибок, так как напуганы, огорчены. И единственный способ, чтобы получить эффективность, – повысить контроль.
Если руководитель в такой ситуации, как сегодня, ослабляет контроль, он предает своих сотрудников. Поэтому, если вы видите, что отличный руководитель в мирное время пасует во время войны, действуйте немедленно. Нужно или отстранить сотрудника, или очень сильно его контролировать.
Построение команды – довольно высокоуровневый инструмент. До него идут более фундаментальные инструменты, такие как правильное распределение обязанностей, должностные инструкции или количественное измерение результатов. Так вот, если эти базовые инструменты не работают, то отсутствует фундамент, а без него все «высокие материи» просто проваливаются и не работают.