Социальные сети стали альтернативной рекламной площадкой, благодаря которой можно привлечь клиентов, сделать популярным любой бренд или компанию. Даже если их реально не существует.
Письмо по электронной почте, сообщающее, что компания получила награду, стало бы приятной неожиданностью для любого руководителя, кроме австралийского предпринимателя Марка Каупера.
Этот предприниматель считал, что для создания репутации торговой марки или фирмы необходимо просто воспользоваться услугами рекламных агентств, которые проплачивают услуги владельцев аккаунтов в социальных сетях. Конечно, речь шла не о рядовых пользователях Twitter, Instagram или Facebook. Имелись в виду аккаунты с максимальным количеством подписчиков.
И чтобы доказать утверждение, что с помощью социальных сетей возможно раскрутить фиктивный бизнес, мистер Каупер поставил эксперимент. В 2016 году он на бумаге создал кейтеринговую фирму Social Bites, в результате получившую премию за великолепную работу с клиентами.
Как это произошло?
К удивлению Каупера его кейтеринговая компания, не существовавшая в реальности, набрала тысячи лестных комментариев пользователей на самых разнообразных ресурсах.
Для нее был разработан логотип, страница в Твиттере и веб-блог. А дальше началась работа по продвижению на рынке несуществующего бизнеса.
Группа маркетологов, взяв фотографии из интернета, снабдила их логотипом компании и разослала наиболее влиятельным владельцам аккаунтов с максимальным количеством подписчиков. Так как раскручивали кейтеринговую компанию, фото были тематические: изображения официантов, подающих изысканные блюда.
Рассылка пользователям с предложением поделиться информацией о новой фирме со своими пользователями обошлась Марку Кауперу и его команде в 25 австралийских долларов.
Затем компанию зарегистрировали на двух ресурсах, публикующих отзывы пользователей о любом товаре или компании. После регистрации разместили написанные на заказ отзывы. Оплата работы копирайтеров и регистрация компании, в общей сложности обошлись в 154 австралийских доллара. Согласитесь, это довольно скромная сумма.
После размещения проплаченных отзывов стали появляться комментарии и оценки пользователей. Благодаря высоким оценкам, фирма набрала достаточное количество баллов для следующего шага: появления в обзорах и агрегаторах новостей. А дальше лавину лести было не остановить. Результатом работы, стоившей меньше 200 австралийских долларов, стало присуждение фиктивной кейтеринговой фирме приза за отличную работу.
Зачем?
Марк Каупер затеял этот эксперимент не из любопытства или от нечего делать. Он хотел создать новый ресурс Recomazing, на котором можно было бы найти отзывы реальных людей: знакомых, сослуживцев, родственников.
Утверждая, что большинство отзывов в Сети публикуются после их написания профессиональными копирайтерами и не имеют никакого отношения к впечатлениям реальных людей, он хотел привлечь внимание к этой ситуации с помощью фальшивой кейтеринговой компании.
Результат получился настолько неожиданным, что привлек внимание Британской службы по конкуренции и рынкам (Competition and Markets Authority, CMA), которая начала проверку рекламной информации, размещенной в социальных сетях.
По окончании проверки было установлено, что многие крупные фирмы используют социальные площадки, чтобы вести нечестную игру. Они предлагают владельцам наиболее раскрученных аккаунтов, имеющих большое количество подписчиков, вознаграждение за публикацию лестной информации о себе или негативной о конкурентах. В качестве вознаграждения предлагались деньги, бесплатные образцы продукции, комментарии и многое другое. Учитывая, что такое поведение выходит за рамки закона, а обзоры приносят 23 млрд фунтов стерлингов в год, повышая расходы рядовых британцев, стимулируя их траты, то проблемы принимает глобальный характер и стимулирование фиктивных отзывов в интернете просто недопустимо.
Вывод
При определенном желании и наличии денежных средств, можно создать любой положительный рейтинг Сети Интернет в любой точке земного шара.