Скандал на РИФоКИБе. В первый же день конференции (18 апреля) в первой же секции «SMM или мошенничество?» заместитель генерального директора социальной сети ВКонтакте Илья Перекопский вступил в открытое противостояние с сооснователем агентства «НЛО Маркетинг» Федором Вириным.
Поначалу ничто не предвещало нешуточных страстей. Секция началась с выступления ее ведущего Ильи Перекопского. Он рассказал, что хотел изначально назвать секцию «SMM=мошенничество», так как до 2011г. был убежден, что в сфере SMM все нечисто и непрозрачно. Агентства тысячами регистрировали ботов и использовали нечестные методы продвижения брендов в социальных сетях.
Год назад ВКонтакте стал препятствовать ботоводам, усложнив процесс регистрации, усовершенствовав алгоритмы борьбы с мошенниками. Затем Илья показал слайд с группами-лидерами по количеству ботов.
Самое большое количество ботов - 76% пользователей - было отмечено на странице лапши «Роллтон». Почти столько же - 73% ботов - зафиксировано в группе «Связной банк». В группе Adidas 59% ботов, у Coca-Cola - 37%.
По словам Ильи Перекопского, бренд Adidas поменял подрядчика после того, как в его группе были выявлены боты. И назвал агентство, которое их продвигало в социальных сетях - NLO Marketing.
Он заметил, что в агентствах процветает коррупция и использование нечестных методов SMM. Есть несколько агентств, которым ВКонтакте доверяет и назвал примеры групп, в которых количество ботов минимально: «Сбербанк» (3% ботов), Nescafe (2%), «ЮниКредит Банка» (2%), Pampers (5%).
Уже в конце своего выступления Илья Перекопский добавил, что если соцсеть выпустит black-list нечестных агентств, то NLO Marketing возглавит этот список.
Далее секция продолжилась в штатном режиме. По очереди с докладами выступали представители агентств. Потом настал черед задавать вопросы. В этот момент в зале появился Федор Вирин (NLO Marketing) с микрофоном в руках (видимо хотел «покаяться в грехах»).
Федор, я вам слово не давал. Явку с повинной лучше напишите в Следственный комитет. То, что вы делаете, подпадает под статьи Уголовного кодекса, до 5 лет, - безапелляционно заявил Илья и попытался продолжить секцию.
Федор Вирин оставался на месте и уходить, судя по всему, не собирался, пытаясь все-таки донести свою мысль, как «В Контакте» зачищал группы. Тогда Илья сходил за подмогой в лице охраны. Федор не стал проявлять сопротивление и добровольно покинул зал. Илья Перекопский продолжил вести секцию, как будто ничего и не было.
Как развивался конфликт, смотрите на видеозаписи секции «SMM или мошенничество?» (смотреть с 14:27): http://2012.russianinternetforum.ru/online/?hall=3
Пресс-секретарь ВКонтакте Владислав Цыплухин прокомментировал случившееся на своей странице в социальной сети:
Мы проводим активные зачистки подобных групп и все партнеры нам благодарны, хотя показатели их счетчиков заметно уменьшаются. И только «НЛО Маркетинг», представляющий Adidas, оказался недоволен.Тогда Илья Евгеньевич написал письмо директору по маркетингу Adidas, объяснив, что их обманывают, и второй разогнал всех мошенников: уволил подкупных менеджеров и запретил «НЛО Маркетинг» вести любую активность от их имени во «В Контакте».
Случившееся происшествие, помимо того, что здорово оживило зал, наталкивает на серьезные размышления. Возможно, Илье Перекопскому стоило бы дать высказаться Федору Вирину. Аудитория сама бы решила, кто прав, а кто виноват. А в данной ситуации многие склонны считать NLO Marketing пострадавшей стороной. С другой стороны, ни для кого не секрет (и в первую очередь для агентств), что нечестные методы продвижения в социальных сетях довольно распространены. Возможно, такая позиция со стороны социальной сети заставит компании «вести игру» честно и открыто, что в конечном счете будет способствовать прозрачности рынка в целом.