Всем добрый день, меня зовут Илья Черникович, c 2004 года я занимаюсь графическим дизайном. Работал в АСТ, сотрудничал с театрами Москвы и Петербурга. Сейчас работаю на фрилансе и преподаю в Академии дизайн-профессий Pentaschool. В статье хочу поговорить о том, без чего в дизайне никуда – о креативности и способах ее развития.
Почему человек теряет потребность мыслить творчески
С самого рождения нас окружают ограничения и жесткие одергивания взрослых – не прыгай на диване, не ползай по грязи за котом. В детском саду строем иди на прогулку, в школе не задавай глупых вопросов. Веди себя как все – не выделывайся.
Знакомый жизненный путь становления личности? Наш мир боится самовыражения, творчества и свободы идей. Но именно энергия движения мысли – креативность – заставляет брать новые вершины, и только благодаря ей мы можем наблюдать успехи сегодняшнего дня, которые совсем недавно казались фантастикой.
Любое творчество в основе своей разрушительно, оно сбивает привычный ход времени. А наш мозг не устраивает неизвестность – ему хочется, чтоб мы мирно отдыхали между приемами пищи и ни в коем случае не рисковали заслуженными часами отдыха. И вот теперь важно спросить себя – устраивает ли меня такое положение вещей? Согласен ли я провести в таком тумане всю свою жизнь? Что я хочу оставить после себя? Если ответ будет «нет», значит, что сделан первый шаг на пути к возвращению креативности.
Креативность – это упорный труд
Осознание желания развить креативность – начало долгого пути в мир фантазии и игр. Дизайнер не может жить в другом мире, иначе он превратится из «подающего надежды» молодого дестройщика в скучающего работника офиса, которому приходится лепить одни за другими бездарные флаеры для распродажи.
Как же заставить себя увидеть космический корабль там, где все видят только старый проржавевший рейсовый автобус?
Во-первых, нужно сразу уяснить, что не креативных людей не бывает – мы просто постепенно, по ходу взросления закутываемся в проблемы и собственную скуку. Каждый человек креативен, просто у него нет времени на творчество в суете будней. Во-вторых, креативность – это не ежесекундные вспышки гениальности, а упорный труд, постоянная работа над собой и над получением знаний. Вспомните классический пример Менделеева – ему приснилась таблица не потому, что он был отмечен святыми феями химии, а потому, что он всего себя посвятил науке.
Техники развития творческого подхода у дизайнеров
Эти техники универсальны – они подходят как обычным людям, так и дизайнерам и другим представителям творческих профессий. Для их выполнения вам нужен только один инструмент – ваша фантазия.
- Лежа в постели, начните рассказывать о планах на день в роли Дон Кихота, поросенка Хрюши или кого-нибудь еще. Почувствуйте скрип ветряных мельниц, которые вы сегодня возьмете штурмом.
- Переверните привычный порядок вещей на вашей кухне – представьте, что у вас нет ни сковородок, ни кастрюлек, ни чайника. Как сварить кашу? Как заварить лучший креативный кофе? Может, сорваться прямо сейчас на другой конец города в кафе, откуда открывается прекрасный вид из окон на парк? Любые новые впечатления и изменение порядка вещей – это вклад в нашу матрицу ощущений и знаний.
- Любопытство – вот главный двигатель креативности. Дизайнер обязан быть любопытным, смотреть удивленными глазами на вещи, которые кажутся банальными. Задавайте себе вопросы. Почему я спускаюсь на лифте, а не иду пешком? Почему на остановке жесткие сиденья – может, поставить там мягкие кресла и торшер? Почему на рекламном щите такая композиция? Что будет, если текст подвинуть вправо, картинку сделать более крупной и акцентировать внимание на левой части?
- Постарайтесь забыть обо всем, что вас окружает в данный момент, забыть все свои мнения по тому или иному поводу, все свои предрассудки и погрузиться целиком в неизведанное. Это достаточно сложно и требует определенной сноровки, но результат того стоит. Какой откроется вам задача, которую нужно решить? Что она из себя представляет? Как с ней подружиться?
Попробуйте оторваться от телефона, постарайтесь не считывать варианты готовых решений для дизайна с экрана. Постоянное перелистывание новостей и фоточек заставляет грустить сидящего в каждом из нас маленького ребенка – он хочет придумывать и играть, вернуть вкус к жизни и избежать рутины, которая валунами катится со всех сторон и, конечно, накреативить необычное в один день.