Сегодня профессия креативного продюсера digital-шоу выходит на передний план. И это не просто отраслевой тренд – это реальный ответ на запрос времени. За последние годы, начиная с пандемии, мир изменился, и вместе с ним изменилось и потребление контента. Людям нужен отдых, возможность выдохнуть, отвлечься, переключиться – и именно развлекательный контент стал этой «подушкой безопасности», способом возвращения к себе и к ощущению нормальности.
На фоне этого возросла и значимость тех, кто умеет такой контент придумывать, создавать и запускать в мир. А значит – выросла роль креативных продюсеров, в особенности в digital-среде. Ведь сейчас контент живет не только на ТВ, а буквально везде в онлайне: ВКонтакте, VK Видео, RUTUBE, TikTok, «Кинопоиск», Wink, OKKO и другие платформы ежедневно борются за внимание пользователя. Чтобы выделяться, им нужен яркий, эксклюзивный, оригинальный продукт. И создают его креативные продюсеры.
Кто такой креативный продюсер digital-show?
Для меня креативный продюсер digital-проекта – это человек, который делает абсолютно все. Не только «придумывает», но и продумывает, и воплощает. Он определяет концепцию, пишет или курирует сценарий, участвует в кастинге, выбирает локации, декорации, отвечает за визуальный стиль, саунд-дизайн, графику. Он знает, где и как будет опубликован проект, кто может в него прийти с рекламной интеграцией, как продвинуть его органически. Это человек, который контролирует весь процесс – от идеи до релиза. А иногда – и после, включая аналитику, обратную связь и переупаковку.
Отличие от продюсера в классическом ТВ-производстве – в масштабе охвата и скорости. В телевизионных проектах между съемками и выходом может пройти год или больше. За это время автор проекта может сам вырасти, а продукт устареть. В digital-среде цикл короче: ты выпускаешь шоу – и уже на следующий день видишь фидбэк, комментарии, статистику. Это дает невероятное чувство сопричастности, свободы и контроля.
Возможности в профессии – безграничны
Digital-продюсирование – профессия без потолка. Сегодня ты снимаешь подкаст на 100 тысяч, завтра шоу на миллион, а через год – реалити на 10 или 100 миллионов. И это не преувеличение. Возможности для реализации действительно безграничны. Можно пойти в большой продакшен и снимать масштабные проекты. А можно взять телефон и начать с собственного блога, вертикального скетча, тревел-влога или подкаста. Все, что ты снимаешь, может найти свою аудиторию, если в этом есть идея, подача и креатив.
Более того, профессия позволяет легко менять направления: сегодня ты продюсируешь комедийные форматы, завтра – документалистику, послезавтра – тревел или кулинарное шоу. Никто не мешает тебе пробовать новое и делать то, что тебе по-настоящему интересно. Это не только возможно, но и необходимо – так ты растешь и не выгораешь.
Сама индустрия уже сформировалась: если 10 лет назад многие не понимали, как монетизировать свои видеопроекты и вообще зачем идти на видеоплатформы, то сегодня все ясно. Есть механизмы, правила, инструменты, аналитика, рекламные бюджеты, многообразие площадок. Создание digital-шоу – это уже не путь по заросшей тропе. Это нормальный, устойчивый, понятный рынок, на котором можно расти и зарабатывать.
Навыки, которые важны (и как их развивать)
Во-первых, коммуникация. Креативный продюсер – это человек-оркестр, и ему нужно уметь договариваться: с режиссером, оператором, линейным продюсером, с платформой, со спонсором, с артистами. Без умения говорить, слушать и находить общий язык – никуда.
Во-вторых, стрессоустойчивость. Съемка – это всегда непредсказуемость. Что-то может пойти не по плану – техника, свет, звук, тайминг, логистика. В эти моменты ты должен быть тем, кто сохраняет спокойствие, берет на себя ответственность и быстро принимает решения.
В-третьих, насмотренность. Нужно постоянно следить за трендами – не только в России, но и в мире: смотреть американский, британский, азиатский контент, стриминги. Это не значит копировать, но это помогает избегать повторов и вдохновляет на новые форматы.
Где взять опыт и как войти в профессию
Многие спрашивают: «А сколько нужно опыта, чтобы стать продюсером?» Ответ – никакого формального минимума нет. Главное – чтобы у вас были кейсы. Вы можете быть кем угодно: администратором, ассистентом, линейным продюсером, автором, монтажером, звукорежиссером. Или просто снять свой подкаст, свой влог, свой пилот. Главное – показать, что вы понимаете, как работает продакшен. Лучше один небольшой, но грамотно сделанный проект, чем десяток необработанных, «сыроватых» попыток.
Что отличает начинающего продюсера от профессионала? Подготовка. Частая ошибка – думать, что подкаст – это просто разговор. А потом оказывается, что нужен свет, звук, флешки, бэкапы, монтаж, графика, реклама, постпродакшн, продвижение... Все это должно быть продумано заранее, иначе «просто подкаст» превращается в стихийное бедствие. Поэтому важно уметь расписывать каждый этап, делегировать задачи, планировать бюджеты, и не забывать о мелочах.
Успешный кейс – из собственного опыта
На мой взгляд, в работе креативного продюсера особенно важны насмотренность и понимание рыночных трендов. Это позволяет не только создавать актуальный контент, но и переосмысливать уже существующие форматы, адаптируя их под новые аудитории.
Один из удачных кейсов, которым я особенно горжусь, связан с тем, как мы адаптировали формат комьюнити-каста из киберспорта для футбольной аудитории. Конечно, мы были не первыми, кто делал нечто подобное, но в определенной степени нам удалось переложить этот формат в новую сферу и получить хороший отклик.
В киберспорте комьюнити-каст – это когда группа людей собирается и вместе смотрит трансляцию турнира, обсуждая происходящее в режиме реального времени. Мы взяли этот подход за основу и перенесли его на футбол. Так родился наш проект «Чемпионат мира на диване», в рамках которого мы вместе с комиками собирались на диване, смотрели футбольные матчи и параллельно создавали развлекательный контент.
Наверное, самой главной метрикой можно назвать планомерный рост онлайна. Если в начале проекта он составлял около тысячи человек, то к финалу превысил 50 тысяч. Это и есть главный показатель: по мере развития турнира и самого проекта все больше людей вовлекались, проявляли интерес, обсуждали его. Турнир активно форсился, и интерес к нему рос естественным образом.
Что делать, если вы только начинаете
Мой главный совет: начните делать. Смотрите как можно больше – но не пассивно, а с анализом: как выстроен сценарий, как работает драматургия, как выглядит студия, какой стиль графики. Ходите на съемки (если есть возможность), смотрите, как устроена работа команды. Если можете – пробуйте помогать, даже бесплатно. Это даст опыт, связи и понимание процессов.
А еще – пробуйте снимать сами. Снимите пилот. Найдите друзей-энтузиастов. Запишите подкаст, даже если он только для вас. Это сразу высветит кучу процессов, о которых вы не задумывались: монтаж, звук, визуал, продвижение, дистрибуция. И все начнет укладываться по полочкам.
Помните: даже оператор на площадке может научить вас продюсировать. Администратор может показать, как строится день съемок.
Взгляд в будущее
В ближайшие 3-5 лет профессия креативного продюсера будет только набирать обороты. Уже сейчас сформировалась полноценная digital-индустрия с понятными правилами, системами аналитики, схемами монетизации. Рекламодатели научились работать с контентом. Платформы хотят эксклюзив. Аудитория привыкла платить вниманием и рублем. Сегодня тебе уже не нужно «протаптывать тропинку» – ты идешь по нормальной дороге с навигатором. Нужно только не бояться в нее вступить.