Вокруг только и разговоров, что об IPO крупнейшей в мире социальной сети Facebook. Марк Цукерберг, духовный лидер компании, потирает руки – еще бы, с IPO он рассчитывает «поднять» 12,8 млрд. долларов! Рекордная сумма для продукта из Силиконовой долины.
До IPO стоимость акций постоянно повышается. С 28-35 долл. США до 34-38 долл. За один фантик. Окончательная стоимость акций Facebook зафиксировалась за день до старта официальных продаж акций на отметке $38.
Сколько же стоит Facebook и его акции на самом деле? Каким видится будущее крупнейшей социальной сети? Мыльный или все-таки не мыльный пузырь эта «книга с лицами»?
General Motors отказывается от рекламы FB
Крупнейший рекламодатель США, компания GM приняла решение отказаться от рекламы на Facebook. Впервые сообщение об этом появилось на страницах . Издание процитировало слова директора по маркетингу Джоэла Эваника (Joel Ewanick):
Мы полностью переоценили рекламный потенциал Facebook. Однако контент (бесплатные страницы брендов) – это эффективно и важно для нас.
Русс Ланге (Russ Lange), основатель маркетингового агентства CMG Partners, так эту новость:
Для GM реклама на FB подобна развешиванию рекламных плакатов в средней школе… зачем кому-то останавливаться и читать плакаты, когда они висят и кричат в коридоре?
Учитывая то обстоятельство, что основной доход Фейсбук получает с рекламы, подобные сообщения накануне IPO могут подпортить кровь Марку Цукербергу.
Рекламную модель ФБ аналитики называют «рискованной». Вот (Brian Wieser), аналитика из Pivotal Research Group:
Эта новость хорошо подчеркивает тот факт, что бизнес модель Facebook рискованная. Не факт конечно. И скорее всего ФБ станет важным медийным и рекламным каналом. Но это тоже под вопросом. Нужны маркетологи, которые докажут маркетинговую состоятельность социальной сети №1.
Похоже, Брайан в замешательстве и сам не знает, какого он мнения относительно бизнес модели ФБ.
В подобных обстоятельствах подобные сообщения заставляют задуматься. Не являются ли социальные сети мыльным пузырем? Какую они могут нести пользу? И почему компания, которая ничего не производит, должна стоить около 100 млрд. долларов?
Великая Китайская Стена
Еще один вызов для Цукерберга – определить границы роста. Сейчас в Facebook около 900 миллионов пользователей. Это около 40% от всех пользователей интернета в мире. Единственная страна, в которой ФБ под запретом – Китай. Дальнейшее развитие социальной сети невозможно без проникновения в этот регион.
По слухам, Марк Цукерберг активно учит китайский. Наверное, готовится к кровопролитным дебатам.
В любом случае, темпы роста базы пользователей сильно замедлятся в ближайшем будущем. И без агрессивной экспансии в Китай, Facebook обречен на скоропостижное достижение пределов своего роста.
Facebook за пределами Facebook
Платформа FB, которая позволяет сторонним проектам «прикручивать» социальные кнопки и строить взаимодействие с пользователями социальных сетей, – вот тот Грааль, который может реально поднять доходы. Более того, индустрия интернет маркетинга готова к экономике в стиле Like.
Кнопки Facebook разбросаны по огромному количеству сайтов. При нажатии на эти кнопки социальная сеть получает обширные данные о пользователе: их интересы, сайты, которые пользователь посетил и т.д. Если к этим, безусловно, ценным с маркетинговой точки зрения данным, «прикрутить» рекламу – это будет бомба.
Продавать данные о пользователях для сторонних сайтов с целью показа таргетированной рекламы – вот тот шаг, который многие аналитики и эксперты ожидают от Facebook. Ваш аккаунт в FB будет использоваться для идентификации вас на любом сайте в интернете. Это позволит рекламодателям показывать вам точно таргетированную рекламу везде, где бы вы не находились.
Поиск
До сих пор социальная сеть №1 не имеет работающего поискового сервиса. Конечно, FB сотрудничает с Bing и делает какие-то телодвижения в сторону развития поиска. Но этого явно недостаточно.
Пользователи социальных сетей не ищут коммерческую информацию в социалках, как они это делают в поисковых системах. Однако социальные сигналы (лайки, репосты, активность в комментариях и т.д.) могут использоваться для построения ультра-релевантной поисковой выдачи. Именно в этом скрыт огромный потенциал для создания поискового сервиса, который сможет конкурировать с Google.
Очень может быть, что FB начнет сотрудничество с какой-либо поисковой системой, что скажется в положительную сторону на доходах.
Социальные платежи
Виртуальный контент вполне неплохо продается в ФБ. Так выручка с продажи виртуальных товаров за 2011 год составила 557 млн. долларов. Осознавая этот тренд, .
Однако если рассматривать платежи с точки зрения мелкой коммерции, то потенциал станет просто гигантским. Только представьте, что будет, если завтра в социальных сетях появится возможность работать с «живыми» деньгами.
Facebook Offers – революция!
Уверен, многие слышали о купонных сервисах. Ребята из FB придумали простое и элегантное решение для внедрения купонов в социальную сеть. Вот как прокомментировали новость ребята из Собачьего мнения:
…вся прелесть Facebook Offers состоит в том, что вам не приходится «подписываться» на сделку. Вы просто получаете предложение (один клик) и отсылаете его на свой email (еще один клик). После чего можете предъявить «купон» (прямо с экрана мобильника) его распространителю (в данном случае — персоналу отеля), либо расшарить для друзей, либо не делать ничего!
Там еще и видео есть – рекомендую и комментариями к ней.
Мысли вслух
В общем и частном, с социальными сетями не вся так понятно и просто, как с поисковыми системами и контент фермами.
С одной стороны, социальные сети явно в тренде. Они активно развиваются, растут и находятся в постоянном поиске более эффективных маркетинговых и финансовых инструментов.
С другой стороны, атмосфера «мыльного пузыря» и нереальности происходящего.
А как вы считаете, социальные сети действительно стоят столько, сколько их создатели за них просят?
В качестве бонуса подборка интересных материалов про социальные сети:
· Интересная о проблемах социалок
· об IPO Facebook от Forbes
· Жизнь после IPO – статья на