В феврале 2012 года издание SEOnews провело исследование, в ходе которого 15 SEO-агентств назвали источники обращения к ним клиентов в долевом соотношении. Помимо догматичных контекстной рекламы, продвижения в органической выдаче, PR, интернет-агентства отметили SMM: текстовая реклама и корпоративные аккаунты в социальных сетях приводили, по словам респондентов, до 20% заказчиков.
Фактически эта цифра стала первой, свидетельствующей о конкретном эффекте социалок для привлечения клиентов. Однако провозвестником эры социального продвижения она не стала и вот почему: в исследовании, как очевидно, изучался только B2B сегмент, к тому же та его часть, которая этот SMM реализует на рынке как свою профессиональную компетенцию, проще говоря, продает.
Таким образом, 30 000 российских интернет-магазинов, работающих уже по модели "бизнес для потребителя" и сотрудничающих с интернет-агентствами на правах заказчиков услуг, по-прежнему остаются без четкого понимания, есть ли толк от SMM-маркетинга?
Как там?
Как повелось, более ли менее внятная аналитика интернет-рынка обнаруживается только на Западе (то ли им делать нечего, то ли это и правда интересно не только журналистам). И вот выясняется, что социальные сети приводят американским онлайн-ритейлерам 1% покупателей, по данным Forrester Research Inс., или 1,9%, согласно исследованиям IBM. Только 1-2%! На сколько там, говорят, российский интернет-рынок отстает от американского или европейского? Ходят слухи, что на 5 лет, хотя цифра, конечно, мифическая. Тем не менее, выводы сделать можно.
Так что это: продажа или все еще только лояльность?
Конечно, можно поспорить с этими цифрами, понятие социальной коммерции может быть рассмотрено гораздо шире: контакт с потребителями через социальные сети в первую очередь создает сильный импульс лояльности к бренду, поэтому здесь уместнее говорить об отложенных продажах, а их проследить уже гораздо сложнее. И можно даже присовокупить сюда приглядную статистику: по данным ВЦИОМ, информации в социальных сетях доверяют 62% пользователей Интернета, что, безусловно, дает шанс на продуктивный диалог с аудиторией. Однако конверсию лояльных пользователей соцсетей в покупателей еще придется посчитать.
Не секрет также и то, что люди подписываются на страницы брендов в основном ради "горячих пирожков": бонусов, скидок, купонов. И вот здесь уже может происходить реальная продажа, однако стоит ли говорить, что любовь к дармовщине психология потребителя стара как мир и SMM тут не причем.
Что говорят интернет-магазины?
А теперь давайте обратимся напрямую к представителям B2C сегмента. Михаил Грибов, владелец магазина детских товаров "Заботливый папа", признался, что вообще не верит в возможности SMM для своего бизнеса:
В интернет-торговле не увидел реального результата от соцсетей, хотя крупномасштабных акций и не приходилось проводить: просто не увидел в этом смысла.
И это притом, что детские товары входят в десятку самых ходовых в интернет-торговле, а молодые мамы и папы составляют не последнюю по объему аудиторию социальных сетей.
В то же время такая продукция как различное диджейское оборудование имеет неплохое хождение в социальных медиа. Так Алексей Давыдов, бывший владелец интернет-магазина playmusicshop.ru, ныне ведущий тренер консалтингового агентства MakeMyShop, сообщил, что в разное время из социальных сетей к ним приходило от 15 до 35% покупателей:
Мы пользовались всего двумя социальными сетями в раскрутке своего интернет-магазина: ВКонтакте (именно там, из всех крупных соцсетей была большая концентрация нашей целевой аудитории) и promodj (является соцсетью для диджеев).
Исполнительный директор Oborot.ru (интернет-издание об электронной коммерции, организатор крупнейшей конференции в сфере онлайн-продаж в России) Иван Кургузов разъясняет:
Соц. медиа очень плохи как канал немедленных непосредственных продаж. Зато соцсети отличное место для привлечения внимания к своему товару/продукту. В "классических" товарных категориях (книги, техника и т.п.) основная цель - брендинг и ведение конкурентной борьбы. А вот в "нестандартных" категориях или даже каких-нибудь совсем оригинальных соцсети могут помочь собрать платёжеспособную покупающую аудиторию.
В качестве примера такой "нестандартной" тематики Иван привел интернет-магазин dd-shop.ru, реализующий женскую одежду … на большую грудь! По сообщению представительницы магазина Юлии Бакман, они вполне успешно, и, что самое главное, с малыми затратами продвигаются во ВКонтакте.
Итого:
Важно понимать, что продвижение в соцсетях - высокорисковое вложение денег, может выстрелить, а может не очень. Но если использовать только низкозатратные способы и не ждать резкого увеличения продаж, а заниматься увеличением узнаваемости, то будет результат. Хотя и труднопрогнозируемый", - резюмирует Кургузов Иван мнение целого ряда ритейлеров, собранное на конференциях и круглых столах, в которых участвовал эксперт.
В декабре 2011 года издание Oborot.ru назвало социальную коммерцию «провалом года». Судя по настроению магазинщиков, отношение к вопросу вряд ли сильно изменилось за этот год. Возможно, интернет-маркетинговым агентствам стоит больше внимания уделить привлечению не столько клиентов для себя, сколько клиентов для своих клиентов (скороговорка для лучшего запоминания)? Глядишь, и клиенты подтянутся… Ко всем.