Как менялось положение малого и среднего бизнеса во время пандемии, и что может помочь ему стать более устойчивым в условиях новой реальности, – ответы на эти вопросы представил Facebook в исследовании «Будущее бизнеса», проведенного совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирным Банком.
В исследовании участвовали малые и средние бизнесы (МСП) из более 50 стран и регионов, включая Россию. Ежемесячно, с мая по октябрь 2020 года, они рассказывали о том, как COVID-19 повлиял на их операционную деятельность, трудностях, с которыми они сталкиваются, а также инструментах, которые они использовали для адаптации бизнеса к новым условиям.
Полученные результаты по России показали, что 75% российских малых и средних бизнесов с оптимизмом смотрят на будущее их бизнеса. И подобный настрой сохранялся у предпринимателей на протяжении почти всего анализируемого периода.
Ключевые выводы исследования:
- Цифровые каналы стали одним из ключевых способов стимулирования продаж. В октябре 38% МСП реализовали с помощью digital-инструментов как минимум четверть продаж. В то же время 27% признались, что доля продаж, совершенных в онлайне, выросла с начала пандемии.
- Российский малый и средний бизнес более активен во время второй волны пандемии, чем во время первой. В октябре 84% МСП вели операционную или иную деятельность, связанную с получением выручки, в сравнении с 74% в мае.
- Небольшие бизнесы женщин-предпринимателей стали особенно устойчивыми с момента вспышки коронавируса. Во время второй волны 81% МСП, возглавляемых женщинами, вели операционную или иную деятельность, связанную с получением выручки, в сравнении с 63% в мае.
- Показатели малых и средних бизнесов улучшились в сравнении с первой волной пандемии. Доля тех, кто сообщил о снижении продаж в предыдущем месяце в сравнении с прошлым годом, сократилась с 59% в мае до 51% в октябре.
- МСП пережили период крупных сокращений – в октябре они сообщили, что уволили 17% сотрудников, в сравнении с 23% в июне-июле и 31% в августе-сентябре.
- Сегодня каждый пятый российский малый и средний бизнес ожидает, что недостаток денежных средств будет представлять проблему в ближайшие месяцы. В мае такие опасения были характерны для каждого третьего, а в июле - каждого четвертого предпринимателя.
С данными Facebook по остальным регионам можно ознакомиться здесь.